На сцену Большого театра возвращается знаменитый советский балет «Пламя Парижа»
Новая постановка - это сложнейшие классические "па", зажигательные народные танцы и никакой идеологии.
Создатели с уважением отнеслись к легендарному спектаклю о Великой французской революции, но попытались сделать версию, интересную современному зрителю.
Репортаж Юлии Шатиловой.
Строевой шаг, почти военная выправка, ну и что, что на пуантах. Ружья, пушки, сине-бело-красные флаги - это худрук Большого Алексей Ратманский решил устроить балетный переворот.
Вооружил почти всю труппу, чтобы возродить из небытия легендарный советский спектакль про Великую французскую революцию. И опровергнуть стереотип, что любимый балет "строителей коммунизма" не может быть интересен современному зрителю.
Алексей Ратманский, художественный руководитель балета Большого театра: "Это, наверно, где-то спит в русских людях такой революционный дух, сейчас это не очень видно, наша революция, мы про нее читали, по крайней мере. Связь между французской и русской революцией тесней, чем нам кажется".
Впервые "Пламя Парижа" на сцене Большого загорелось в 1933 году и ярко пылало ни одно десятилетие. В нем блистали величайшие советские танцовщики: Лавровский, Чибукиани, Лепешинская.
Молодой хореограф Василий Вайнонэн никогда в жизни и не видел народных французских танцев, но придумал такие комбинации движений, которыми во время гастролей восхищались парижане, принимая за свои.
А на премьере в Москве, когда артисты - с ружьями и вилами в руках двинулись на зрителей, посол Франции так разволновался, что спешно покинул зал.
За чернью, сметавшей аристократов, любил наблюдать Сталин. Однажды, посмотрев балет в 15 раз, генсек спросил хореографа: "А есть ли у этой постановки премия имени меня? Нет?! Большая ошибка". И уже на следующее утро балету была присуждена сталинская премия первой степени.
Один из самых масштабных балетов последних лет - в "Пламени Парижа" труппа Большого будет гореть почти в полном составе - на сцене сто с лишним человек.
Реанимировать хореографию Вайнонэна полностью оказалось задачей не из легких, записей почти не сохранилось.
Но в новой постановке тот же бешенный ритм, множество трюков, а сложнейшие классические па чередуются с зажигательными народными танцами, которые не просто даются даже солистам.
Мария Александрова, солистка балетной труппы Большого театра: "Всегда было четкое разделение: балерина никогда не вставала на каблуки - если она на них вставала, она на них просто ходила, но никогда не танцевала именно характерные танцы, а в данной ситуации мне придется это делать. То, что вот сейчас мы делаем в этом балете - это за гранью".
Больше года в мастерских кипела работа - шутка ли создать 300 костюмов по французской моде XVIII века.
Расшитые вручную камзолы, мундиры, платья с кринолинами. Как сделать их удобными для виртуозных прыжков и вращений - у мастеров Большого свои секреты.
Елена Марковская, художник по костюмам Большого театра: "Не шьется полноценный жилет или рубашка, делается манишка, облегчается этот жилет, потом ткани выбираются гораздо легче, чем они были в то время".
На сцене, как и полвека назад, вновь будет полыхать монархический Париж, а народ - отплясывать революционную карманьелу, но в новой постановке от идеалогического советского балета не осталось и следа.
Теперь "Пламя Парижа" - это современный взгляд на эпоху великих и страшных перемен и история трагической любви на фоне баррикад.

