Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
3 июля 2008, 09:00

На сцену Большого театра возвращается знаменитый советский балет «Пламя Парижа»

Новая постановка - это сложнейшие классические "па", зажигательные народные танцы и никакой идеологии.

Создатели с уважением отнеслись к легендарному спектаклю о Великой французской революции, но попытались сделать версию, интересную современному зрителю.

Репортаж Юлии Шатиловой.

Строевой шаг, почти военная выправка, ну и что, что на пуантах. Ружья, пушки, сине-бело-красные флаги - это худрук Большого Алексей Ратманский решил устроить балетный переворот.

Вооружил почти всю труппу, чтобы возродить из небытия легендарный советский спектакль про Великую французскую революцию. И опровергнуть стереотип, что любимый балет "строителей коммунизма" не может быть интересен современному зрителю.

Алексей Ратманский, художественный руководитель балета Большого театра: "Это, наверно, где-то спит в русских людях такой революционный дух, сейчас это не очень видно, наша революция, мы про нее читали, по крайней мере. Связь между французской и русской революцией тесней, чем нам кажется".

Впервые "Пламя Парижа" на сцене Большого загорелось в 1933 году и ярко пылало ни одно десятилетие. В нем блистали величайшие советские танцовщики: Лавровский, Чибукиани, Лепешинская.

Молодой хореограф Василий Вайнонэн никогда в жизни и не видел народных французских танцев, но придумал такие комбинации движений, которыми во время гастролей восхищались парижане, принимая за свои.

А на премьере в Москве, когда артисты - с ружьями и вилами в руках двинулись на зрителей, посол Франции так разволновался, что спешно покинул зал.

За чернью, сметавшей аристократов, любил наблюдать Сталин. Однажды, посмотрев балет в 15 раз, генсек спросил хореографа: "А есть ли у этой постановки премия имени меня? Нет?! Большая ошибка". И уже на следующее утро балету была присуждена сталинская премия первой степени.

Один из самых масштабных балетов последних лет - в "Пламени Парижа" труппа Большого будет гореть почти в полном составе - на сцене сто с лишним человек.

Реанимировать хореографию Вайнонэна полностью оказалось задачей не из легких, записей почти не сохранилось.

Но в новой постановке тот же бешенный ритм, множество трюков, а сложнейшие классические па чередуются с зажигательными народными танцами, которые не просто даются даже солистам.

Мария Александрова, солистка балетной труппы Большого театра: "Всегда было четкое разделение: балерина никогда не вставала на каблуки - если она на них вставала, она на них просто ходила, но никогда не танцевала именно характерные танцы, а в данной ситуации мне придется это делать. То, что вот сейчас мы делаем в этом балете - это за гранью".

Больше года в мастерских кипела работа - шутка ли создать 300 костюмов по французской моде XVIII века.

Расшитые вручную камзолы, мундиры, платья с кринолинами. Как сделать их удобными для виртуозных прыжков и вращений - у мастеров Большого свои секреты.

Елена Марковская, художник по костюмам Большого театра: "Не шьется полноценный жилет или рубашка, делается манишка, облегчается этот жилет, потом ткани выбираются гораздо легче, чем они были в то время".

На сцене, как и полвека назад, вновь будет полыхать монархический Париж, а народ - отплясывать революционную карманьелу, но в новой постановке от идеалогического советского балета не осталось и следа.

Теперь "Пламя Парижа" - это современный взгляд на эпоху великих и страшных перемен и история трагической любви на фоне баррикад.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей