Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
14 сентября 2008, 21:20

В Перми потерпел катастрофу пассажирский самолет «Боинг-737», все пассажиры погибли

Связь с пилотами пропала в 3.10 по московскому времени, а полчаса спустя авиалайнер рухнул на землю, на железнодорожные пути в черте города. Хронология событий.

Репортаж Александра Лукьяненко.

Это был обычный повседневный рейс из Москвы в Пермь. Он вылетел точно по расписанию, и поначалу все шло нормально. Но самолет не смог приземлиться с первого раза, и диспетчеры отправили его на второй круг над городом.

Лев Кошляков, заместитель генерального директора авиакомпании "Аэрофлот": "Самолет под большим углом врезался в землю и получил разрушения до мелких фрагментов. На земле пострадавших и разрушений нет, поскольку самолет упал на пустыре. Метеоусловия были сложными, однако они позволяли выполнить заход на посадку. Видимо, были у экипажа какие-то трудности при заходе, поскольку диспетчер аэропорта отправил экипаж на заход на второй круг. Самолет несколько отставал от расписания. Пока никаких других предположений о причинах катастрофы сделать невозможно".

За минуты до катастрофы лайнер еще даже не садился, он только готовился к посадке и, как говорят авиаторы, подходил к глиссаде снижения. Диспетчер приказал снижаться, капитан подтвердил, что приказ понял. Но радары зафиксировали совсем обратное: самолет наоборот начал набирать высоту и связь с ним оборвалась. Еще через несколько минут "Боинг" рухнул на землю почти под прямым углом. Получить комментарий диспетчера после авиакатастрофы почти невозможно, но именно эти люди пока лучше всего представляют: что же произошло в небе над Пермью. Руководитель полетами пермского аэропорта, который с земли руководил заходом на посадку, в телефонном интервью журналистам признался: пилот вел себя как-то странно.

Ирек Бирбов, руководитель полетами аэродрома "Большое Савино" (город Пермь): "Я ему сказал: "По моим данным вы набираете высоту. Подтвердите, что текущая высота - 900 метров".

Он ответил: "Да, подтверждаю, но мы снижаемся". А сам в это время продолжал набор высоты 1200. На высоте 1200 немножко приостановился. Уже была слишком большая высота, он был близко к аэродрому. Уже зайти на посадку с этого захода было невозможно. Поэтому я дал ему указание сделать повторный запрос, дал ему курс к третьему завороту. Экипаж принял указание, а сам его не выполнял. Я дал ему курс - правый поворот, а пошел влево. Я его спросил: "У вас все нормально?" Он сказал: "Да, подтверждаю".

Я его отдал на связь другому диспетчеру, который управляет как раз на этом круге. Он на связь с тем диспетчером не вышел, а высота начала резко падать. И когда высота была примерно 600, я услышал крик. Там закричали: "А!" – и потом мат. Я крикнул ему: "Сохраняйте 600".

Он на это не отвечал, а потом через секунду я увидел вспышку. И там, в районе города, в одном из районов, такая вспышка и зарево. Я понял, что он уже упал, и быстро начал объявлять тревогу. Он ничего не успел сообщить. И он вел себя неадекватно. Он не выполнял команды. Возможно, что-то происходило, но он не хотел об этом сообщать".

737-й "Боинг" упал в черте города. На кадрах, снятых с вертолета, видно: до жилых домов совсем немного, несколько десятков метров. Обломки лайнера спасатели МЧС находят и вдоль железнодорожного полотна, и во дворах ближайших домов, и в лесополосе.

2 "черных ящика" - бортовых самописца - уже нашли. Их отправили на расшифровку в Межгосударственный авиационный комитет. Бортовые самописцы деформированы, но не обгорели, сообщают в транспортной прокуратуре. Именно в них скрыта информация: что же происходило на борту за несколько минут до катастрофы. Пока версий – целых 10.

Руководитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин подтверждает, что рассматривается несколько версий. Главная - техническая поломка. Поиск вещественных доказательств затрудняется тем, что осколки разбросаны в радиусе около 4 километров.

Следствию предстоит опросить и технических экспертов, и очевидцев катастрофы. Почти все они свидетельствуют, самолет загорелся в воздухе. Некоторые утверждают, что слышали мощный взрыв.

Мог ли пожар в одном из 2 двигателей привести к катастрофе? Специалисты в этом сомневаются. Авиационный эксперт, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов говорит о том, что, в принципе, 737-й "Боинг" может приземлиться и на одном моторе. Небольшая площадь разброса осколков лайнера свидетельствует о том, что самолет падал на небольшой скорости.

Причиной катастрофы, говорят эксперты, могли быть и погодные условия, и так называемый человеческий фактор. Хотя пилоты на роковом рейсе были опытными профессионалами. У экипажа разбившегося лайнера за плечами 4 тысячи часов налета. В том числе, и в ночное время. Что касается технической исправности самолета, то накануне рейса сомнений в ней не было

Этот самолет в России летал совсем недолго. Компания "Аэрофлот-Норд" взяла его в лизинг только этой весной. Один из пилотов, который вел самолет по пути из Китая в Россию, разместил в своем интернет-дневнике фотографию только что выкрашенного в аэрофлотовские цвета самолета. Стало известно: после авиакатастрофы "Аэрофлот" решил разорвать контракт с "Аэрофлот-Нордом".

Валерий Окулов, генеральный директор ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии": "Мы приняли решение о прекращении нашего сотрудничества с компанией "Аэрофлот-Норд". Все рейсы будут выполняться российскими авиалиниями "Аэрофлота". Те рейсы, которые будет выполнять "Аэрофлот-Норд", будут выполняться под их кодом и под их флагом".

На расшифровку "черных ящиков" погибшего лайнера потребуется от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от того, насколько повреждена пленка бортовых самописцев. Расшифровывать их будут в Межгосударственном авиационном комитете. А к расследованию будут привлечены взрывотехники и специалисты 13-го НИИ Минобороны, которые обычно выясняют причины крушений военных самолeтов и вертолeтов.

Репортаж Павла Краснова.

В первую очередь, скажу, что сейчас здесь, по участку железной дороги, который был поврежден в результате крушения лайнера, уже начали курсировать поезда. Это значит, что монтерам удалось восстановить тот участок путей, который был поврежден.

На самом деле, восстановление железной дороги здесь началось еще засветло, когда криминалисты и следователи закончили свою работу непосредственно на месте трагедии. Обломки самолета убраны с железнодорожного полотна, хотя еще днем этими обломками был усыпан весь пригорок вдоль линии железной дороги.

Упав на землю, самолет взорвался, должно быть, это был не первый взрыв, говорят, что взорвался он еще в воздухе. Но взрыв на месте падения был такой силы, что "Боинг" разлетелся на мельчайшие обломки.

Наверное, только специалисты сейчас могут определить, что детали действительно являются деталями самолета. О чудовищной силе взрыва говорит и тот факт, что рельсы на месте падения лайнера выгнуло дугой и выбросило на пригорок. Такой силы был взрыв.

Надо сказать, что в аэропорту самолет, конечно, встречали люди, они ждали своих родственников и друзей. И вот эти люди, собравшиеся в зале ожидания, первыми узнали о трагедии, потому что самолет рухнул, на самом деле, неподалеку от аэропорта.

Конечно, очень трудно передать словами трагедию людей, которые узнали о гибели своих близких. Первое время родные погибших приезжали в аэропорт, затем штаб по оказанию помощи родственникам был развернут во Дворце культуры Госзнака, здесь, в Перми. Там вывесили списки погибших, там работают психологи. Состояние людей, конечно, очень тяжелое, многим требуется даже медицинская помощь. Не случайно на стойке рядом с чаем и кофе вот в этом штабе можно увидеть и лекарства.

Петр Иванов, первый заместитель начальника управления МЧС России по Пермскому краю: "Непосредственно мы оказываем психологическую помощь, медицинскую помощь, размещение в гостинице. И вся информация, которая у нас имеется по ситуации, которая с места чрезвычайной ситуации".

Еще одно очень важное обстоятельство. Каким-то чудом самолет не задел жилые дома, он упал в густонаселенном районе, - это почти центральная часть города, и в радиусе 500 метров от места крушения стоят многоэтажки. Жители этих домов своими глазами видели падение самолета, слышали оглушительный взрыв и видели пламя, взметнувшееся на месте падения лайнера.

Наталья Овсянникова, очевидец: "Я проснулась от хлопка, встала, посмотрела в окно. Увидела пламя высотой с наш дом, даже выше. И с осколками, с частями какого-то металла".

И вот уже совсем невероятным каким-то образом самолет при падении не задел частные дома, которые стоят вдоль железной дороги. Мы беседовали с человеком, дом которого находится буквально в 30 – 40 метрах от того места, где упал самолет. И во дворе этого человека до сих пор рассыпаны обломки лайнера.

Но, впрочем, здесь, наверное, можно говорить и не о чуде, а о том, что действительно подтверждается версия о том, что пилоты в последние минуты, а может быть, и секунды перед падением все-таки сумели увести самолет от жилых кварталов. И что касается расследования обстоятельств трагедии, то весь день здесь, в Перми, работает правительственная комиссия во главе с министром транспорта Игорем Левитиным. И только что в краевой администрации закончилось заседание этой комиссии. Вот что по ее итогам на пресс-конференции сообщил Игорь Левитин.

Игорь Левитин, министр транспорта РФ: "Самолет, который вылетал из Шереметьева в Пермь, был технически исправен по тем нормативам, которые существуют для этого самолета. По информации спецслужб, а взрывотехники здесь были, признаков террористического акта не обнаружено".

Движение по Транссибу на этом участке, где произошла авиакатастрофа, сейчас полностью восстановлено. Завтра комиссия по расследованию обстоятельств трагедии продолжит свою работу, и завтра же здесь, в Пермском крае, объявлен день траура.

Читайте также: