«Золотая мина» на вашем участке. Как правильно распорядиться найденными сокровищами?
Найти клад - об этом мечтает, наверное, каждый из нас. Но, на самом деле, сокровище, которое волею случая порой попадает к нам в руки, может обернуться серьезными проблемами, и за свою удачу некоторым счастливчикам приходится платить непомерную цену.
Репортаж Виктора Аверина.
Почти каждый строитель верит в сказку. Что однажды, роя котлован или ремонтируя старый дом, он обязательно найдeт клад, упорно дожидавшийся его долгие годы. В здании начала XX века, расположенном в старом районе Тюмени, в первые дни ремонтных работ строителей тоже захлестнула золотая лихорадка.
Андрей Боголюб, строитель: "Когда мы приходим на новое здание, начинаем искать. Думаем, что-нибудь всe равно найдeм. Какие-нибудь золотые монеты или что-то ещe. Но у нас ещe за 7 лет просто таких случаев не было. Но другие бригады, которые работают, мои коллеги, мы общаемся, и случаи были, что золотые монеты находили здесь, в Тюмени".
Строительные легенды, периодические сообщения в прессе о найденных во время реставраций сокровищах будоражат воображение монтажников, прорабов и даже руководителей.
Николай Дьяков, директор строительной фирмы: "Всегда питаю иллюзии, что я в жизни что-то должен найти. Но, вы знаете, это как бывает, преподношение. Но оно - это преподношение судьбы".
К 2 строителям из Курской области судьба была одновременно и благосклонна, и жестока. Всю весну они занимались реставрацией Рыльского Свято-Николаевского монастыря. Пока однажды не наткнулись на полость в стене, где была замурована колба со старинными монетами XVIII века. Строители оценили жест фортуны и, никому не сказав о кладе, поехали продавать его в Москву. Перед отправлением поезда они радостно отметили находку и напились. А удалых кладоискателей не смогли не отметить дежурившие на вокзале милиционеры.
Олег Каменев, командир отдельной роты ППС ЛОВД станции "Курск": "Сидели 2 мужчины, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, которые были доставлены в дежурную часть ЛОВД на станции "Курск" для составления административного протокола за появление в пьяном виде в общественном месте".
Монеты и обнаружили милиционеры во время досмотра незадачливых дельцов. Клад вернулся в монастырь, которому и принадлежал по праву.
Игумен Панкратий, наместник Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря: "Конечно же, корень всех зол - сребролюбие. И вот эти трудники, которые были, в общем-то, людьми не совсем такими далeкими от церкви, но прельстились этими монетами. Но Господь не попустил им их вывезти".
Археологи утверждают, такие случаи - большая редкость. Как правило, все места, где сокрыты исторические ценности, учeным давно известны, и там идут раскопки. А на любом строительном объекте всегда присутствует археолог. Это сводит на нет вероятность, что ценная находка попадeт в случайные руки. Но это мнение разделяют не все. Главный археолог Москвы, на счету которого самые известные клады из найденных в столице, убеждeн, настоящие сокровища - это почти всегда неожиданность.
Александр Векслер, главный археолог Москвы: "Я не могу сказать словами Фауста: "Известно много старых кладов мне, теперь пора настала их проведать". Нет, конечно, они находятся случайно".
На крыше древнего демонтируемого дома в Екатеринбурге работники нежданно-негаданно обнаружили старинный английский столовый сервиз из 50 предметов. Блюдца, тарелки, супницы - все в идеальном состоянии. Прораб Евгений забыл про работу. Все мысли только о кладе.
Евгений Кабанов, прораб стройки: "Хотим узнать, куда бы его пристроить, кому он нужен. А в обиходе, я думаю, он уже не пригодится. Реликвия историческая".
Как только строители узнали от специалистов, что стоимость одной лишь тарелки - около 2 тысяч рублей, сервиз таинственно исчез. Теперь местное министерство культуры, куда и должна была отправиться находка, пытается привлечь строителей к ответственности. Но уже без особой надежды вернуть сервиз.
Строитель Владимир Боликов никогда не искал кладов. Клад нашeл его сам. Вместе с другом заглянул в полуразрушенную усадьбу екатеринбургского купца Рязанова. Посмотреть, как жили богачи и как строили свои дома. На втором этаже его внимание привлeк странный блеск под ногами.
Владимир Боликов, строитель: "Я прохожу, смотрю, думаю, от метро, что ли, жетон или что такое? Поднял, ничего себе, смотрю, написано 5 копеек или 3 копейки. Потом глянул в мусоре-то, там куча целая таких монет лежит".
В свалке мусора лежала тысяча монет середины XIX - начала XX веков. Владимир завернул их в газету и принeс в музей. Историки от находки отказались: ценность, дескать, невелика. Тогда приятели 2/3 клада взяли себе, остальное подарили местной епархии. Владимир свою долю раздарил друзьям и знакомым. От сотен монет осталась горстка. Как пришло, так и ушло, говорит строитель. Но будь на месте медяков золотые монеты, всe могло бы быть иначе.
Ведущая: "Что делать, если к вам в руки попало настоящее сокровище, и в каких случаях найденный клад ни в коем случае нельзя оставлять себе, об этом нам расскажет заместитель начальника юридического управления комитета по культурному наследию города Москвы Анна Титова. Здравствуйте, Анна".
Гость: "Здравствуйте".
Ведущая: "Что по закону называется кладом, а что можно считать находкой, которую можно оставить себе?"
Гость: "Находка - это, в принципе, то, что мы с вами можем найти на поверхности, не прикладывая для этого никаких усилий. Чтобы найти клад, нужно для этого приложить усилия, потому что клад - это вещь, которая закрыта в земле либо в ином строении, здании, доме".
Ведущая: "А как определить ценность той самой находки?"
Гость: "Для этого существует специальное государственное экспертное учреждение, аккредитованное при министерстве культуры, которое обладает специальными познаниями в области историко-культурного наследия. И, соответственно, они могут определить, какую ценность из себя представляет та или иная вещь".
Ведущая: "Любую находку нужно нести туда или можно самому как-то разобраться?"
Гость: "В принципе, нашедший клад или какую-то ценную вещь по закону уже становится ее собственником. Если эта вещь представляет собой историко-культурную ценность, то она, безусловно, подлежит передаче государству".
Ведущая: "А какое вознаграждение полагается человеку, который нашел и принес, сдал клад?"
Гость: "Лицу, нашедшему клад, и собственнику земельного участка, на котором найден клад, полагается совместно 50 % стоимости этого клада".
Ведущая: "А как быть человеку, который получил в наследство какую-то ценную вещь? Ну, допустим, картину известного художника".
Гость: "По закону любой собственник вправе со своей вещью совершать любые действия, которые не противоречат закону и не нарушают права и интересы других лиц. Ограничения касаются тех объектов, которые занесены в специальные реестры объектов культурного наследия. Либо, если по любым основаниям, независимо от того, какую ценность они представляют, им более чем 100 лет, их созданию".
Ведущая: "То есть, дома они могут храниться, пожалуйста, а вывозить нельзя?"
Гость: "Да, можно дарить, продавать, но вот вывозить за границу ограниченно, только для проведения каких-либо выставок, в целях какой-то научной деятельности. Но на постоянный вывоз нельзя".
Ведущая: "А если человек живет в доме, который имеет архитектурную ценность, можно ли там делать перепланировку? И как это все это правильно оформлять?"
Гость: "Любые ремонтные работы, любые перепланировки, они могут быть произведены только с согласия уполномоченных органов по охране памятников. И в соответствии со специально разработанным проектом, и по согласованиям с соответствующими органами, и под строгим архитектурным надзором, соответственно. Поэтому, естественно, самовольно никакие перепланировки производить нельзя. И за это существуют предусмотренная законом ответственность, и административная, и вплоть до уголовной".
Ведущая: "А если человеку принадлежит целое здание, которое представляет собой историческую ценность, обязан ли человек отвечать за его реконструкцию, за реставрацию?"
Гость: "Безусловно. Обязанность собственника проводить все необходимые работы, ремонтно-реставрационные, иные работы по сохранению этого памятника в том виде, в котором он должен быть исторически создан".
Ведущая: "Если человек отказывается или не может по тем или иным причинам это сделать, его что, могут лишить права владеть этим зданием?"
Гость: "За недобросовестное отношение к памятнику, за халатное отношение либо, наоборот, если будут проводиться работы, которые наносят вред памятнику, закон предусматривает изъятие этого памятника у собственника".
Ведущая: "Спасибо, Анна. Можно ли присвоить найденные сокровища и как определить, насколько ценна ваша находка, нам рассказала заместитель начальника юридического управления комитета по культурному наследию города Москвы Анна Титова".

