Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
25 февраля 2009, 14:03

Середина третьей четверти — пик переутомления у школьников. Как поддержать детей?

Именно в эти февральские дни впитывать знания школьникам сложнее всего. Пика достигла самая длинная и изматывающая часть учебного года. Задача родителей и педагогов не корить детей за упавшую успеваемость, а всеми силами поддержать, помочь вытерпеть это тягостное испытание.

Репортаж Виктора Аверина.

До конца третьей четверти осталось меньше месяца, а силы учеников екатеринбургской школы уже почти на исходе. По-прежнему шумные и активные на переменах, во время урока они рассеяно смотрят на доску. Всe чаще подпирают голову рукой, забывают сделать домашнее задание, повально не справляются с контрольными работами. Это не лень, признаются сами школьники, это самая длинная в учебном году четверть.

Учителям это не в диковинку. Каждый год повторяется одно и то же - успеваемость в третьей четверти заметно снижается. Дети начинают болеть, прогуливать уроки. А те, кто приходят, сидя за партами, витают в облаках. В этой школе, чтобы хоть как-то помочь школьникам дожить до каникул и не нахватать троек и двоек, учителя вынуждены снижать нагрузку. Малышам, например, не дают домашних заданий на выходные. Но все трудности учащихся в этой четверти связаны не только с еe продолжительностью. Именно сейчас приходится пожинать плоды легкомыслия в первой половине учебного года.

Татьяна Тимофеева, учитель математики: "Если были пробелы, если они чего-то не понимали или не успевали в первых двух четвертях, то им уже тяжело разбираться в следующем и более серьeзном материале".

Илья, школьник из Ульяновска, почти отличник. И даже в этой четверти меньше "четвeрки" ничего не получал. Но всe чаще взгляд его устремляется куда-то за пределы класса, и всe реже он поднимает руку, чтобы оказаться у доски. Прилежно готовится к урокам дома, а в школе впадает сомнамбулическое состояние. Мучительно ждал праздничного выходного 23 февраля. А теперь грезит 8 марта, чтобы подольше отдохнуть.

Учителя и сами устали. Чтобы удержать внимание школьников, им приходится тратить больше сил. Физкультурная пауза в разгар урока - это не дань традиции, а острая необходимость. Только так можно привести ребят в чувство. Ну и, конечно, личным вниманием к каждому отстающему.

Марина Макарова, учитель математики: "Подхожу к этому ребeнку и касаюсь плеча. Он от моего касания пробуждается, и внимание обращает на меня".

Ульяновским школьникам отдых только снится, а в одной из иркутских школ каникулы сейчас в самом разгаре. Дело в том, что учатся здесь по экспериментальному графику - 5 недель уроков, 1 неделя выходных. Равномерно распределив учeбу и отдых, учителя надеются, что для этих ребят 3-я четверть не станет суровым испытанием. И первые плоды уже есть. Эти малыши пришли в знакомые классы поиграть в шахматы, даже во время законных каникул. А старшеклассники охотно готовятся к соревнованиям по строевой подготовке. И ни у кого нет желания бежать из школы, пока каникулы не закончились, как это часто бывает у их сверстников.

Оля учится в 4-ом классе, но ей уже хватает математических знаний, чтобы подсчитать и понять - нет никаких дополнительных каникул. Она отдыхает сейчас и может каждый день посещать занятия в любимой цирковой студии. Но весной, когда у всех других школьников будет 2 недели каникул, в еe распоряжении будет всего неделя.

Учителя уверены, как ни меняй график учeбы - четверть всегда будет для школьника слишком длинной, а каникулы слишком короткими. И это нормально. Они все - маленькие дети, им хочется гулять.

Ведущий: Как поддержать наших детей, как помочь им перенести третью четверть, подскажет психолог Ольга Митина. Что больше всего угнетает школьника: короткий световой день, морозы, зима, бедное витаминами питание, то, что учебный год уже давно идет, и не собирается пока заканчиваться?

Гость: Да, вы знаете, в последнее время в психологии и в педагогике появилось такое понятие "синдром третьей четверти". Это действительно очень тяжелое время для наших школьников, для детей разных возрастов. Здесь играют роль разные факторы, в том числе наши климатические тяжелые условия. Кроме того, особенности учебного процесса. Третья четверть действительно очень напряженная.

Ведущий: По каким признакам родителям понять, что ребенок переутомлен?

Гость: Можно наблюдать две картины. Первая картина - ребенок пассивен, хочет спать, сложно усваивает информацию, малоподвижен. Вторая картина – прямо противоположная. Ребенок агрессивен, расторможен, ему сложно заснуть.

Ведущий: Если родители видят, что ребенок переутомлен, очень устал, как им поступать?

Гость: Самое главное, что ребенок должен высыпаться. Очень важно, чтобы умственные нагрузки сменялись разгрузками. Здесь необходимо, чтобы ребенок, во-первых, бывал на улице. Это два-три часа в день минимум на свежем воздухе. Кроме этого, очень важно следить за эмоциональным состоянием ребенка. Потому что у наших родителей есть такая особенность - эмоционально довлеть над своим ребенком: сделай обязательно уроки, скоро экзамены, подготовился ты или не подготовился. На детей это оказывает очень сильное эмоциональное воздействие. И дети становятся тревожными тоже, могут стать раздражительными. В общем-то родителям нужно поддерживать своих детей, но не довлеть над ними все время, постоянно.

Ведущий: Для многих и родителей, и школьников дикое мучение домашнее задание.

Гость: Да.

Ведущий: Пришли из школы, сели и до самого вечера, до поздней ночи делают, делают, делают уроки. Как наладить этот процесс, чтобы пошло легче и быстрее?

Гость: Общая такая рекомендация: если ребенок один час занимается, 10-15 минут делается перерыв. Это нормально. Но в общей сложности необходимо отслеживать, чтобы, конечно, ребенок непосредственно не заканчивал занятия перед сном. То есть, перед сном должен быть определенный промежуток, где-то около часа для того, чтобы ребенок спокойно засыпал, чтобы не было тревожных состояний.

Ведущий: Но теперешним детям все больше нравится играть на компьютере или смотреть мультфильмы или фильмы какие-то по телевизору. Это можно делать перед сном?

Гость: Вы знаете, это не рекомендуется делать. Когда мы просим родителей понять, сколько на самом деле ребенок отдыхает, смотрение телевизора, игра на компьютере не входят в отдых.

Ведущий: Если нет никаких проявлений чрезмерной усталости, можно ли что-то сделать для профилактики, чтобы не дожидаться появления симптомов?

Гость: Если родители обеспечивают ребенку интересный, эмоционально насыщенный отдых, то есть, переключают ребенка с учебы на какие-то другие сферы - все это является профилактикой.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей