Обнародован финальный список поступивших в вузы по результатам ЕГЭ
В российских вузах сегодня завершают зачисление абитуриентов по результатам ЕГЭ. В этом году школьники впервые могли поступать лишь по баллам, набранным на едином госэкзамене.
За плечами ребят и сотрудников учебных заведений 3 вступительных этапа. Специалисты отмечают, что в этот раз они выдались более хлопотными, чем в предыдущие годы. И кое-какие недоработки необходимо учесть уже следующим летом.
Репортаж Екатерины Качур
Приемные комиссии российских вузов сегодня напоминают растревоженные ульи. Вывешены последние и окончательные списки зачисленных по результатам единого госэкзамена. Леша Гущин, вчерашний школьник из Пятигорска, сегодня студент Московского энергетического института. О том, что попадет в МЭИ, еще пару месяцев назад не мог даже и помыслить. Пределом мечтаний был радиотехнический факультет в ближайшем Таганроге.
Алексей Гущин, (г. Пятигорск): "Если бы не единый госэкзамен, я бы не поступил в Москву".
Если для многих абитуриентов ЕГЭ стал счастливым билетом в будущее, то для большинства вузов обернулся головной болью. Ведь вчерашние школьники вместе с результатами ЕГЭ имели право подать заявления в десятки, а то и сотни институтов. И каждый абитуриент именно так и сделал.
Тему единого госэкзамена сегодня обсуждают даже те, кто совершенно далек от проблем высшей школы. Например, в сети московских фотоателье ходит легенда, что одна девушка для подачи документов в вузы заказала 600 фотографий!
В приемной комиссии Уральского лесотехнического университета осталось тысячи личных дел так называемых "мертвых душ" - одних и тех же фамилий, кочующих из одного вуза в другой.
Елена Антоненко, ответственный секретарь приемной комиссии Уральского лесотехнического университета: "Работа приемных комиссий возросла многократно, а принимать на некоторые специальности оказалось особенно некого, поскольку, подавая заявления в несколько десятков вузов, абитуриенты не сообщали нам, куда они поступили, где они зачислены и висели в наших списках мертвыми душами".
В результате на некоторые факультеты недобор студентов после второй волны зачисления составлял 15-20%. Испугавшись, что Минобразования решит сократить бюджетное финансирование этих вузов как непопулярных, приемные комиссии стали набирать детей с минимальными баллами ЕГЭ, соответствующие двойкам-тройкам.
С другой стороны, ректоры престижных вузов, занимающих первые места в российских рейтингах, опасаются, что среди зачисленных студентов окажется много случайных: не тех, кто мечтал попасть, например, исключительно в Бауманку, а тех, кто выбрал институты наугад. Поэтому основную надежду преподаватели технических университетов возлагают на победителей олимпиад.
Игорь Федоров, ректор Московского государственного технического университета им. Баумана: "Олимпиада – не какая-то лазейка для поступления в вуз, а действительно, отбор достойных ребят".
Победители олимпиад всегда были вне конкурса при поступлении на бюджетные отделения любых вузов. В этом году такие же привилегии получили и дети, входящие в категорию "льготников".
Когда житель Кемерова Тимур Зарипов в первую же волну был зачислен на юрфак местного университета, признается, не поверил своему счастью. У Тимура детский церебральный паралич, и он бы не рискнул пойти на обычные экзамены в институт. Но в этом году, сдав ЕГЭ в школе, просто отправил свои документы по электронной почте. И стал студентом бюджетного отделения.
Тимур Зарипов (г. Кемерово): "Если б я родился на 10 лет пораньше, возможно, я бы не поступил на юридический, а с ЕГЭ шансы удвоились, а то и утроились".
По трем предметам единого госэкзамена Тимур набрал 140 баллов из 300 возможных и был зачислен на приоритетной основе.
А вот для Натальи из Ярославля, которая заработала вдвое больше баллов, мест на бюджетном отделении журфака педуниверситета, не осталось.
Наталия Перфентьева (г. Ярославль): "Со своими баллами по ЕГЭ - две пятерки, одна четверка, я вынуждена учиться на коммерческой основе, потому что бюджетных мест не хватает. Очень обидно, из-за того, что абитуриенты-льготники, у которых мало баллов, они занимают такие места".
В этом году поступающих льготников оказалось так много, что возникли сомнения в подлинности медицинских справок. В Высшей школе экономики, например, удивились тем документам об инвалидности, которые были выданы абитуриентам буквально в июне-июле этого года.
Наталья Савельева, ученый секретарь Государственного Университета Высшая школа экономики: "Почему ребенок учился и был здоровым ребенком, и вдруг буквально за 2-3 месяца до поступления у него появилась справка об инвалидности?"
Чиновники от образования собирают сейчас все мнения и пытаются проверить ситуации, которые им кажутся подозрительными.
К примеру, в Воронежской области средний балл по ЕГЭ оказался значительно выше, чем в целом по стране, и сотрудники Рособрнадзора решили выяснить, в чем причина.
Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: "Результаты, полученные в губернии, не пользуются доверием. Они не получили доверия даже в воронежских вузах, я сегодня во время встречи с ректорами, в этом убедилась. Они говорят: что это за 86 баллов, если я с ним беседую, а он на самом деле дробить и складывать не может".
Глава Рособрнадзора Любовь Глебова считает, что единый госэкзамен стал своеобразным индикатором и высветил те темные пятна, которые раньше не были видны. А, значит, можно будет избежать многих проблем в следующем году и организовать ЕГЭ так, чтобы он действительно стал гарантией знаний и для школ, и для вузов, и для абитуриентов.

