В Россию вернулась мода на эпистолярный жанр и бумажные открытки
Несмотря на стремительное развитие мобильной связи и интернета, в России вновь вошло в моду отправлять друг другу обычные поздравительные открытки. Работники почты сейчас просто не справляются с наплывом корреспонденции: в преддверии праздников им предстоит обработать более полумиллиона посланий.
Историю России Алексей Киселев может рассказать по открыткам. Больше полувека вместе с женой историк собирает почтовые карточки.
Алексей Киселев, историк-краевед: "Это поздравление с 1944-м годом. Видите штамп, дата отправки открытки и стихи. "Дед Мороз под Новый год грозный делает обход, всей фашистской своре, навсегда исчезнуть вскоре".
В специальных бархатных альбомах - около пяти тысяч экземпляров: современные, эпохи перестройки, оттепели, военных лет. Даже времен царской России - и такая найдется.
Самая старая открытка коллекции - 112 лет - парадный портрет Петра Великого. А другая, хоть и на пару лет моложе, но практически бесценна.
Нина Голикова, коллекционер открыток: "Эта открытка, судя по надписи, адресована моему прадеду, его тетя подарила - 1899-й год, к 25 декабря, к Рождеству. Это, конечно, рождественский сюжет, какой-то замок старинный".
110 лет спустя эпистолярный жанр снова в моде. А вместе с ним в нашу жизнь вернулись и открытки. Но теперь они не только фабричные, но и самодельные.
Ирина Лакото, дизайнер: "Подготовка к Новому году иногда летом начинается, уже и чаще всего летом. Я не знаю, почему так происходит, но такая даже закономерность, что летом меня посещают самые яркие новогодние идеи. И я могу начинать делать новогодние открытки уже в июле".
Лучший бархат, золотая пудра, тончайший шелк, жемчуг... Это не только для близких, говорит Ирина, это чтобы самой было приятно работать. И конечно, стоить учесть последние модные веяния.
Ирина Лакото, дизайнер: "Дизайнеры создают собственную моду, которая во многом перекликается, например, с модой на одежду. То есть, какие-то цвета сезона, скажем так. В этом сезоне моден горох, в следующем - турецкие огурцы".
"Любимому Дедушке Морозу" - такая строчка в адресе, не дом и не улица, давно не редкость. На почте знают - эти открытки в московскую усадьбу Деда Мороза.
Их уже собралось бесчисленное множество: меньше чем за месяц, только с 1 декабря этого года, пришло 10 тысяч. Но здесь не только современные: на штемпель с датой некоторых открыток можно и не смотреть, по рисунку понятно - 70-е это или 40-е годы.
Галина Любимова, хранительница почты Деда Мороза в московской усадьбе: "Вот, посмотрите, это замечательная открытка 60-х годов, когда вешали поздравления с Новым годом именно в форме флажков".
Казалось бы, чего проще - послать виртуальную открытку в интернете. Но сейчас мода на настоящие открытки, бумажные. Говорят, это гораздо приятнее - почти тактильный контакт. К тому же, выбор огромный: есть бархатные, есть музыкальные, а есть и новое поколение открыток, они с запахом.
На почте уверены, что в преддверии Нового года им предстоит обработать более полумиллиона открыток. Отделений, где сортировкой и штамповкой занимаются вручную, с каждым днем все меньше.
Им на смену идут вот эти огромные сортировочные машины, которая распределяет корреспонденцию по нужным адресам.
Олег Навальный, заместитель директора АСЦ по производству: "Современные технологии существенно улучшили качество прохождения почты. Собственно, и сроки ее доставки сократились где-то раза в два, в три, и качество сортировки улучшилось".
И все же сотрудники почты советуют отправлять открытку немного заранее - новогодний ажиотаж. Ведь лучше, если поздравление придет адресату чуть раньше, чем с сильным опозданием.

