Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
25 декабря 2009, 21:15

Сегодня на сцене Большого театра — премьера балета «Эсмеральда»

Это шедевр балетного наследия XIX века, который в 1899 году поставил великий Мариус Петипа. Чтобы восстановить спектакль, пришлось провести огромную работу в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, музеях, театрах и библиотеках.

В результате в новой постановке сохранена хореография Петипа и Агриппины Вагановой, и даже введена в спектакль живая коза, как и 110 лет назад. И как говорят создатели балета, рисунок роли парнокопытной примы дался им труднее всего.

В эти минуты ее ведут на казнь - измученную, непокоренную. И в католическое Рождество это кажется кощунством. Но зрители переводят дыхание: в Большом театре сегодня вечер чудес. В отличие от знаменитого романа с трагическим финалом, в балете счастливый конец. Эсмеральда не просто избегает казни, она выходит замуж за возлюбленного Феба. А Квазимодо покидает этот мир и становится затворником.

Столь вольную трактовку романа, как это ни удивительно, позволил себе сам Виктор Гюго. Он специально написал либретто, позднее дополненное Жюлем Перо в котором даровал жизнь всем своим героям.

Танцевать после пыток было бы и вправду тяжеловато, смеются артисты. Тем более в хореографическом рисунке Мариуса Петипа это не предусмотрено. А нынешние постановщики балета - Василий Медведев и Юрий Бурлака - проделали титанический труд, чтобы во всех подробностях воспроизвести тот спектакль Петипа, который шел в Мариинке 110 лет назад. По эскизам XIX века воссоздали большинство костюмов. До деталей - с каждым узором и завитком. По обломкам декораций восстановили средневековые улицы, роскошные готические залы и мрачные кельи Нотр-Дама.

Даже поселили в театре живую козу, как это было в позапрошлом столетии. Копытное тут же почувствовало себя примой-балериной. Так что даже солистке Нине Капцовой пришлось ее уговаривать. Уверяют, что одна из первых исполнительниц маленькой цыганки - легендарная Матильда Кшесинская - чтобы приручить животное, держала козочку у себя дома. Но солистка сегодняшней премьеры Мария Александрова этот подвиг отказались повторить наотрез.

Мария Александрова, прима-балерина Большого театра, народная артистка России: "Нет, она со мной не жила, слава богу... Мне только козы дома не хватало. У меня есть две кошки, я к ним в эти дни особо присматривалась. Вообще такой балет получается живой - у меня кастаньеты, бубны, козы, партнеры…"

Сегодня главный партнер Александровой - Руслан Скворцов - красавчик Феб, который разрывается между двумя женщинами. Балерины уверяют, в него можно влюбиться, глядя даже с задних рядов амфитеатра. И с тех же рядов зрителей охватывает оторопь при виде Квазимодо - настолько натуральны страдания и боль несчастного уродца.

Геннадий Янин, народный артист России: "Конечно, мозг должен работать на то, чтобы не расслабиться: так, мы хромаем, здесь у нас рот перекошен, и т.д. При этом нужно что-то соображать, надо пытаться донести до зрителя то, что я хотел бы сказать, а средства выразительности очень ограничены. Нет даже лица, поскольку у меня маска".

Геннадий Янин признается: не пытался привнести в образ Квазимодо ничего экстравагантного - Горбун и без того блестяще описан в Соборе Парижской Богоматери. Зато герои - Диана и Актеон, которые будто оживают с гобелена - ни к роману Гюго, ни к либретто Жюля Перо не имеют никакого отношения. Танец древнегреческих богов внедрила в балет "Эсмеральда" советский хореограф Агриппина Ваганова в 1935 году. И главная женская партия была уготована не кому-нибудь, а самой Галине Улановой.

Юрий Бурлака, хореограф-постановщик балета "Эсмеральда": "Мы привыкли, что Галина Сергеевна - это лирико-романтическая балерина, и немного забываем о том, что это технически сложная и сейчас партия поставлена именно на школу, на технику Галины Сергеевны Улановой".

Если так называемое па-де-де Дианы - как бы отдельный балет в балете - пример высочайшей хореографии, то основное действо Эсмеральды - пример высочайшего накала эмоций. После таких чувств на сцене, сложно прийти в себя, признаются артисты. Видимо, поэтому в кулуарах часто повторяют: в Большом театре - большие страсти.

Читайте также: