Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
25 декабря 2009, 21:15

Сегодня на сцене Большого театра — премьера балета «Эсмеральда»

Это шедевр балетного наследия XIX века, который в 1899 году поставил великий Мариус Петипа. Чтобы восстановить спектакль, пришлось провести огромную работу в архивах Москвы и Санкт-Петербурга, музеях, театрах и библиотеках.

В результате в новой постановке сохранена хореография Петипа и Агриппины Вагановой, и даже введена в спектакль живая коза, как и 110 лет назад. И как говорят создатели балета, рисунок роли парнокопытной примы дался им труднее всего.

В эти минуты ее ведут на казнь - измученную, непокоренную. И в католическое Рождество это кажется кощунством. Но зрители переводят дыхание: в Большом театре сегодня вечер чудес. В отличие от знаменитого романа с трагическим финалом, в балете счастливый конец. Эсмеральда не просто избегает казни, она выходит замуж за возлюбленного Феба. А Квазимодо покидает этот мир и становится затворником.

Столь вольную трактовку романа, как это ни удивительно, позволил себе сам Виктор Гюго. Он специально написал либретто, позднее дополненное Жюлем Перо в котором даровал жизнь всем своим героям.

Танцевать после пыток было бы и вправду тяжеловато, смеются артисты. Тем более в хореографическом рисунке Мариуса Петипа это не предусмотрено. А нынешние постановщики балета - Василий Медведев и Юрий Бурлака - проделали титанический труд, чтобы во всех подробностях воспроизвести тот спектакль Петипа, который шел в Мариинке 110 лет назад. По эскизам XIX века воссоздали большинство костюмов. До деталей - с каждым узором и завитком. По обломкам декораций восстановили средневековые улицы, роскошные готические залы и мрачные кельи Нотр-Дама.

Даже поселили в театре живую козу, как это было в позапрошлом столетии. Копытное тут же почувствовало себя примой-балериной. Так что даже солистке Нине Капцовой пришлось ее уговаривать. Уверяют, что одна из первых исполнительниц маленькой цыганки - легендарная Матильда Кшесинская - чтобы приручить животное, держала козочку у себя дома. Но солистка сегодняшней премьеры Мария Александрова этот подвиг отказались повторить наотрез.

Мария Александрова, прима-балерина Большого театра, народная артистка России: "Нет, она со мной не жила, слава богу... Мне только козы дома не хватало. У меня есть две кошки, я к ним в эти дни особо присматривалась. Вообще такой балет получается живой - у меня кастаньеты, бубны, козы, партнеры…"

Сегодня главный партнер Александровой - Руслан Скворцов - красавчик Феб, который разрывается между двумя женщинами. Балерины уверяют, в него можно влюбиться, глядя даже с задних рядов амфитеатра. И с тех же рядов зрителей охватывает оторопь при виде Квазимодо - настолько натуральны страдания и боль несчастного уродца.

Геннадий Янин, народный артист России: "Конечно, мозг должен работать на то, чтобы не расслабиться: так, мы хромаем, здесь у нас рот перекошен, и т.д. При этом нужно что-то соображать, надо пытаться донести до зрителя то, что я хотел бы сказать, а средства выразительности очень ограничены. Нет даже лица, поскольку у меня маска".

Геннадий Янин признается: не пытался привнести в образ Квазимодо ничего экстравагантного - Горбун и без того блестяще описан в Соборе Парижской Богоматери. Зато герои - Диана и Актеон, которые будто оживают с гобелена - ни к роману Гюго, ни к либретто Жюля Перо не имеют никакого отношения. Танец древнегреческих богов внедрила в балет "Эсмеральда" советский хореограф Агриппина Ваганова в 1935 году. И главная женская партия была уготована не кому-нибудь, а самой Галине Улановой.

Юрий Бурлака, хореограф-постановщик балета "Эсмеральда": "Мы привыкли, что Галина Сергеевна - это лирико-романтическая балерина, и немного забываем о том, что это технически сложная и сейчас партия поставлена именно на школу, на технику Галины Сергеевны Улановой".

Если так называемое па-де-де Дианы - как бы отдельный балет в балете - пример высочайшей хореографии, то основное действо Эсмеральды - пример высочайшего накала эмоций. После таких чувств на сцене, сложно прийти в себя, признаются артисты. Видимо, поэтому в кулуарах часто повторяют: в Большом театре - большие страсти.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей