Премьера цветной версии сказки «Золушка» на Первом
Одну из самых любимых сказок нескольких поколений теперь можно увидеть такой, какой её задумали авторы: не просто волшебной, а цветной. В новом варианте удивительная страна наполнилась красками, взгляд серо-голубых глаз главной героини стал еще пленительнее, а хрустальная туфелька начала переливается по-настоящему волшебным светом.
Нет, не это превращение тыквы в карету, а Золушки в принцессу было на тот момент главным волшебством. Истинным чудом оказалось создание самой картины - на Ленфильме в 1947 году - в стране, где не было мыла и соли, да и хлеба хватало не на всех. Но именно тогда людям особенно хотелось верить в сказку. И "Золушка" с тонким юмором драматурга Евгения Шварца и доверчивым взглядом актрисы Янины Жеймо стала символом этой веры. Единственное, что омрачало режиссеров - Надежду Кашеверову и Михаила Шапиро - сказка была черно-белой.
Сохранившееся в архивах стенограмма заседания худсовета при комитете кинематографии за февраль 1946 года. Слова худрука Ленфильма Сергея Васильева: "Черно-белой картина будет тоже приятной, но это будет уже не та сказка. Я бы всячески просил комитет проверить еще раз. Может быть, есть хоть малейшая возможность сделать Золушку цветной".
Но, увы, денег на цветную пленку в послевоенной стране не было. Средств едва хватило на то, чтобы подкормить изголодавшуюся в блокаду Янину Жеймо. И без того миниатюрную актрису - с ножкой, как у шестилетнего ребенка - отправили в санаторий поправляться. По возвращении, ее щеки порозовели, а серо-голубые глаза засияли.
И этот факт оказался очень важным для художников киновидеообъединения "Крупный план", которое задумало исполнить мечту создателей фильма - сделать ленту цветной, радующей не только душу, но и глаз. И тут выяснилось - за более чем 60 лет пленка практически рассыпалась.
Виктор Рабенков, генеральный директор киновидеообъединения "Крупный план": "Негатив был очень сильно покусан временем, отсутствовали кадры, целая последовательность кадров, пленка была порой рваная, царапины эмульсии и так далее".
Кадр за кадром специалисты "Крупного плана" совместно с Госфильмофондом "лечили" пленку: размачивали в специальных растворах, чистили ультразвуком, глянцевали, делали цифровую копию, а потом реставрировали на компьютере. Самим процессом колоризации занималась американская компания "Легенд филмс", раскрасившая более 450 знаменитых лент всего мира.
По каждому оттенку колористы из США советовались с российскими художниками, которые порой становились в тупик: последняя реликвия - платье Золушки и хрустальные туфельки - были украдены с Ленфильма полтора год назад. Пришлось допытываться немногих очевидцев тех съемок: какими по цвету и из каких тканей были сшиты бесчисленные сказочные наряды.
Янина Костричкина, дочь Янины Жеймо: "Где-то у кого-то такие шторы сохранились еще с довоенных времен, в театре какие-то старые находили. И все светские дамы были в платьях из штор".
У дочери Янины Жеймо - полуторагодовалый правнук, который, наверное, уже и не увидит свою прапрабабушку черно-белой. И тем более не узнает, что, несмотря на огромный успех фильма, злопыхатели все же нашлись.
Эльдар Рязанов, режиссер, художественный руководитель компании "Крупный план": "Министр Большаков сказал, что этот фильм не совсем идеологически хорошо выдержан, потому что король там - положительный персонаж. И даже мораль фильма высказывается его словами. Надо на будущее учесть, чтобы короли были отрицательными персонажами. Это с ума можно сойти, когда читаешь".
Эльдар Рязанов говорит, что до сих пор не может смотреть этот фильм спокойно. И американские коллеги, тоже попавшие под обаяние нашей Золушки, его понимают.
Барри Сэндрю, основатель и президент компании "Legend Films": "Этот фильм имеет международный потенциал. "Золушку" можно показывать в любой стране - это не имеет никакого значения. И я буду очень рад возможности предложить к просмотру "Золушку" гражданам США".
Чудеса - это когда старая добрая сказка вдруг становиться объемной, когда каждый из 80 оттенков серого приобретает свой неподражаемый цвет. Когда Золушка, к которой привыкли мамы и бабушки, становиться интересной подросткам и малышам: как фильм, приносящий праздник. А праздник, как известно, не бывает черно-белым.
Премьера цветной версии легендарного фильма на Первом канале в первый день Нового года. Начало в 14.20. Не пропустите.

