Фантастическая история появления на свет в Санкт-Петербурге 23-недельного ребенка
Беспримерное достижение врачей Санкт-Петербурга. Они сумели выходить крохотную девочку, родившуюся на 23-й неделе беременности. В тот момент малышка весила всего 570 граммов, не умела самостоятельно дышать, ничего не видела. Сейчас маму со вполне здоровой дочкой уже выписали из больницы.
Победа петербургских врачей — им удалось выходить новорожденную (23-недельную) девочку весом в 570 граммов. Казалось бы, ничего сенсационного, в России, да и в самом Петербурге, удавалось сохранить здоровье детям и с меньшим весом, в 2008 году в Петербурге спасли 417-граммового мальчика. Однако никогда еще врачи не сталкивались со столь сложным случаем — недоношенная девочка родилась с целым рядом осложнений: разрыв легких, проблемы с сердцем. Мало того что операции пришлось делать на крошечном, еще не полностью сформированном тельце, ребенка еще и нельзя было транспортировать, хирурги оперировали прямо в палате, предварительно стерилизовав все вокруг. И вот спустя 4 месяца из больницы выписывают практически здоровую малышку.
Маленькую Ксюшу выписывают из больницы в тот день, когда она только должна была родиться. Малышка появилась на свет на 4 месяца раньше срока. Весила она тогда всего 570 граммов. Еще с десяток лет назад такого новорожденного и человеком бы не считали. Акушеры называли их зародышами или плодами. Сегодня, в соответствии с международными медицинскими стандартами, их относят к группе "экстремально недоношенных", но все-таки — "детей".
Ребенок между 22-й и 34-й неделями жизни еще не умеет дышать, у него не развито зрение и несозревшая пищеварительная система. Весь окружающий мир, привычный для нас, для него — агрессивная среда.
Без помощи врачей шансов выжить у таких крох — один из 10. Здесь — в центре реанимации и интенсивной терапии спасают 80% малышей. Стабильное состояние им обеспечивает кувез — инкубатор, который заменяет маму. Внутри высокая влажность и температура, специальная подсветка и аппарат искусственного дыхания.
Андрей Цытко, детский кардиолог: "Вот ребенок, вы видите, какие у него пальчики, сердечко примерно с кулачок этого малыша. А этот малыш весом в 830 граммов, то есть у Ксюши вес был в полтора раза меньше".
Кардиологов, как Андрей Цытко, на всю Россию единицы. Не каждый способен работать с артериями, толщиной с иголку. Ксюшу он оперировал на третий день после родов. Не в операционной, а в палате. Прямо в кувезе. У ребенка не закрывался артериальный проток, проще говоря, кровь заливала легкие, брюшную полость и могла попасть в мозг.
Андрей Цытко, детский кардиолог: "Надо было стерильно накрыться, стерильно все выделить, стерильно все завязать и, стараясь ребенка не шевелить, не транспортировать, потому что каждая транспортировка может быть губительна".
У таких малышей легкие еще не раскрыты. И чтобы подключить младенца к аппарату искусственного дыхания, вводят специальное лекарство, стимулирующее первый вдох. Травмы при этой процедуре неизбежны. Легкие Ксюши не выдержали и лопнули. Так что помимо крови, во всем организме гуляли еще и пузырьки воздуха. За жизнь девочки врачи боролись все 4 месяца.
Юлия Горелик, заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии Детской городской больницы: "Даже 2 года назад 600-граммовые дети не все оперировались, а сейчас и хирурги приобрели опыт, и мы, как реаниматологи, которые выхаживают этих детей, то есть, безусловно, весовая планка снижается. Но все равно эти случаи единичны!"
В мире известны факты, когда удавалось спасти новорожденных и с меньшей массой тела. Так, в США живет девочка, весившая при рождении всего 244 грамма. В Германии выходили 297-граммовую девочку. У нас в России иркутские реаниматологи подарили жизнь крохе в 300 граммов. Но сами специалисты, при работе с такими детьми, ориентируются не на вес, а на время, которое ребенок успел провести в утробе матери. Чем оно больше, тем выше жизнеспособность ребенка. Предельными считают 22 недели беременности. У Ксюши было всего 23. И это меньше остальных выживших недоношенных малышей.
Яна Номерова, мама Ксюши: "Врачи — молодцы! Они — герои. Нам даже уходить из реанимации было жалко. Потому что мы знали, случись что — они всегда рядом, помогут".
Конечно, выхаживать новорожденных сегодня помогают высокие технологии. Но никакая техника не заменит главного лекарства — любви к ребенку. Здесь медсестры, например, во время любой процедуры разговаривают с пациентами. А родителей не только пускают в реанимацию, разрешают помогать медикам и учат их правильно общаться с детьми.
Вячеслав Любименко, главный неонатолог Санкт-Петербурга: "С крохами надо всегда говорить. И гладить надо — многие мамы гладят не правильно, вот так, как привыкли взрослого, а надо наоборот — у него же волосики по-другому растут. И он такой довольный, моська такая лежит! Они же маленькие, меньше полкилограмма, а улыбается лежит".
Сейчас у Ксюши уже почти незаметны шрамы от операций. Она вообще мало чем отличается от обычных младенцев, вес вполне приличный — почти 2,5 кг, рост 45 сантиметров. И то, что 4 месяца назад это был самый крошечный пациент больницы, уже ничто не напоминает.

