Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
8 июля 2011, 18:14

Легендарной рок-опере «Юнона и Авось» исполняется 30 лет

Легендарному спектаклю московского "Ленкома" — рок-опере "Юнона и Авось" — исполняется 30 лет. Отмечать юбилей актеры будут на сцене — как и всегда, при аншлаге. Это уже 1 тысяча 800 спектакль, но он сохранен в неизменном виде. Сегодня зрители увидят постановку точно такой, какой ее впервые показали в 1981 году. Авторы оперы до сих пор удивляются тому, как легко "Юнона и Авось" прошла советскую цензуру.

Режиссер Марк Захаров сохранил постановку точно такой, какой ее впервые увидели зрители в 1981 году и ему очень важно, что за три десятилетия история о трагической любви 43-летнего русского графа Резанова к 16-летней дочери губернатора Сан-Франциско Кончите ничуть не постарела. А зрители продолжают тонко чувствовать политический контекст стихов Андрея Вознесенского.

В июле 1981 года официальная советская идеология дала заметный сбой: против нее никто официально не выступал, но каждый человек, который выходил после спектакля "Юнона и Авось" из театра имени Ленинского комсомола, ощущал себя гораздо свободнее, чем до прихода в зрительный зал. Сейчас трудно представить, что замысел был другим: Захаров предложил молодому композитору Алексею Рыбникову поставить на сцене "Слово о полку Игореве". Переложить древнерусский текст попросили поэта Андрея Вознесенского. Андрей Андреевич сказал, что у него сейчас готов совсем другой сюжет — поэма "Авось".

Марк Анатольевич до сих пор называет чудом тот факт, что эту постановку вообще разрешили. "Было немыслимо в 1981 году спеть "Аллилуйя", поднять Андреевский флаг, религиозные песнопения посылать со сцены. Но случилось чудо, и комиссию захватил патриотический порыв, который содержится в этом спектакле", - рассказал режиссер.

Но не все можно объяснить патриотическими чувствами. Главная борьба случилась накануне, когда Алексей Рыбников еще до появления спектакля подпольно записал пластинку с музыкой из "Юноны и Авось". По словам композитора, 3-4 месяца "решалось наверху, что делать с этим скандалом — замять его и сказать, что мы поддерживаем это произведение, либо сказать, что оно диссидентское и наказать всех виновных, но видно время уже изменилось, и было решено не вызывать международного скандала запрещением".

Портрет графа Резанова всегда стоит на рабочем столе Николая Караченцова. Он был первым исполнителем этой роли и играл ее 23 года, вплоть до автомобильной аварии семь лет назад. Он говорит, что этот спектакль у него в сердце, что он его любит, что ему самому не верится, что спектаклю уже 30 лет. И тут же начинает читать стихи — те самые строчки, от которых у всех замирало сердце, когда он их пел со сцены. Теперь новые исполнители роли графа Резанова в этом месте спектакля всегда поют немного и о нем.

Читайте также: