Легендарной рок-опере «Юнона и Авось» исполняется 30 лет
Легендарному спектаклю московского "Ленкома" — рок-опере "Юнона и Авось" — исполняется 30 лет. Отмечать юбилей актеры будут на сцене — как и всегда, при аншлаге. Это уже 1 тысяча 800 спектакль, но он сохранен в неизменном виде. Сегодня зрители увидят постановку точно такой, какой ее впервые показали в 1981 году. Авторы оперы до сих пор удивляются тому, как легко "Юнона и Авось" прошла советскую цензуру.
Режиссер Марк Захаров сохранил постановку точно такой, какой ее впервые увидели зрители в 1981 году и ему очень важно, что за три десятилетия история о трагической любви 43-летнего русского графа Резанова к 16-летней дочери губернатора Сан-Франциско Кончите ничуть не постарела. А зрители продолжают тонко чувствовать политический контекст стихов Андрея Вознесенского.
В июле 1981 года официальная советская идеология дала заметный сбой: против нее никто официально не выступал, но каждый человек, который выходил после спектакля "Юнона и Авось" из театра имени Ленинского комсомола, ощущал себя гораздо свободнее, чем до прихода в зрительный зал. Сейчас трудно представить, что замысел был другим: Захаров предложил молодому композитору Алексею Рыбникову поставить на сцене "Слово о полку Игореве". Переложить древнерусский текст попросили поэта Андрея Вознесенского. Андрей Андреевич сказал, что у него сейчас готов совсем другой сюжет — поэма "Авось".
Марк Анатольевич до сих пор называет чудом тот факт, что эту постановку вообще разрешили. "Было немыслимо в 1981 году спеть "Аллилуйя", поднять Андреевский флаг, религиозные песнопения посылать со сцены. Но случилось чудо, и комиссию захватил патриотический порыв, который содержится в этом спектакле", - рассказал режиссер.
Но не все можно объяснить патриотическими чувствами. Главная борьба случилась накануне, когда Алексей Рыбников еще до появления спектакля подпольно записал пластинку с музыкой из "Юноны и Авось". По словам композитора, 3-4 месяца "решалось наверху, что делать с этим скандалом — замять его и сказать, что мы поддерживаем это произведение, либо сказать, что оно диссидентское и наказать всех виновных, но видно время уже изменилось, и было решено не вызывать международного скандала запрещением".
Портрет графа Резанова всегда стоит на рабочем столе Николая Караченцова. Он был первым исполнителем этой роли и играл ее 23 года, вплоть до автомобильной аварии семь лет назад. Он говорит, что этот спектакль у него в сердце, что он его любит, что ему самому не верится, что спектаклю уже 30 лет. И тут же начинает читать стихи — те самые строчки, от которых у всех замирало сердце, когда он их пел со сцены. Теперь новые исполнители роли графа Резанова в этом месте спектакля всегда поют немного и о нем.

