В Москве открывается юбилейная выставка Юрия Норштейна
Эскизы, раскадровки, графические наброски персонажей и сцен - словом, все самое интересное и волшебное о создании любимых мультфильмов уже завтра смогут узнать гости юбилейной выставки Юрия Норштейна в галерее на Солянке. Название говорит само за себя - «Каждый вечер перед сном». Это намек на главный экспонат - рабочие материалы к одному из шедевров Норштейна - двух с половиной минутному вступлению к программе «Спокойной ночи, малыши» - оно появилось на экранах в 1999 году.
Выставка стартует завтра. В галерее на Солянке, идет два месяца. Называется "Каждый вечер перед сном", там выставлена заставка "Спокойной ночи, малыши" от 2000 года. Плюс два зала с историей создания от и до. Есть еще вторая часть, где художник современного искусства рассуждают на тему сна и яви.
Перед открытием выставки ночь вряд ли бывает спокойной. Тем более, если выставка Юрия Норштейна — каждая деталь для мастера имеет значение.
Он просто не может иначе. Заставка на программу «Спокойной ночи, малыши»: 2,5 минуты - больше двух лет работы. Столько в Диснее сегодня тратят на полнометражный блокбастер. Здесь только рисунков около тысячи. Но всего полгода в эфире: зрителям непривычно, просят вернуть старую. Маленькая трагедия большого шедевра.
Никаких суррогатов, подлинное искусство, чтобы вкус и чувства воспитывать с детства — именно для этого генпродюсер Первого канала, тогда еще ОРТ — Константин Эрнст —предложил Норштейну создать новое вступление для «Спокойной ночи».
«Сценария никакого не было, он возникал, что называется на коленке из воспоминаний, из каких-то деталек. Сам факт детства, дело в том, что мы все проводили время под столом — под скатертью — там был таинственный мир. Поэтому сюжет, который возник: девочка под столом со своими друзьями», - объясняет Юрий Норштейн.
«Идеальность моей работы продюсерской была в том, что я никаким образом Норштейну не мешал. Не в рамках российской культуры говорить человеку при жизни, что он гений. Например, я считаю, Юрий Нортшейн — гений. И так хорошо, что можно это сказать абсолютно в открытую, не думая, типа, сейчас авансом скажем, или сделаем приятное, нет. Я так очень многие годы думаю!» - говорит гендиректор Первого канала Константин Эрнст.
В окружении героев известных и пока незаконченных работ Норштейна, в глубине мастерской последние штрихи на выставочный макет наносит Валентин Ольшванг. Именно его Юрий Борисович пригласил рисовать заставку, а сам выступил режиссером.
«Это материалы, которые все использовались в съемке, и мы сделали объемный макет. Компьютера здесь не было даже близко, и сейчас нет. Вот можете посмотреть на руки мои», - говорит художник, мультипликатор Валентин Ольшванг.
Тактильное искусство, которое трогает душу. Как из задумки — набросок за наброском — рождается жизнь, на выставке можно не только наблюдать, но и пробовать: рисовать на бумажных стенах. И возможно выйти отсюда немножко другими.
«С чувством того, что они побывали в другом мире, про который они давно забыли и не хотят в него возвращаться, и думают, что раз они взрослые, то они владеют истиной», - говорит Юрий Норштейн.Тема по-норштейновски вне времени, как и состояние, которым наполнен мультфильм, когда явь переходит в сон. Его уже во второй части выставки интерпретируют молодые современные художники. Сюда ведет лестница, будто каким-то ребенком утыканная игрушками. Вот и стол, накрытый скатертью, под которым можно спрятаться. То ли луна, то ли оптический обман. И кровать вверх тормашками зависла в воздухе. Это реальность, или мы уже спим?
Казалось бы, ничем не привлекательная сцена: пластиковые гирлянды и тара из под воды. Но с приходом темноты все меняется, словно во сне: и вот мы уже в каком-то ледяном царстве, на настоящие ветки садятся ненастоящие птицы. Но как в любом хорошем сновидении, все окружающее кажется реальным. Поэтому в этом лесном жилище шишки пахнут хвоей и мох — не поддельный: мягкий и живой на ощупь.
Выставка одного шедевра — целый аттракцион воспоминаний о том, каким был каждый вечер перед сном, когда сидеть под столом было приключением, а сказка на ночь — лучшей наградой.