Санкт-петербургские премьеры главного театрального фестиваля России
Считанные дни остаются до вручения главной театральной премии России — «Золотая маска». Сейчас самая жаркая пора для критиков. Настоящий фурор произвели спектакли из Санкт-Петербурга. Один только «Гамлет» Льва Додина чего стоит! И это далеко не единственный сценический эксперимент.
Именитый петербургский режиссер Лев Додин не скрывает: он откладывал постановку трагедии Шекспира чуть ли не с юных лет. Показать то же, что и все, не хотелось. Он искал своего Гамлета: буйного, мстящего, отчаянного... Данилу Козловского. Классическая «История о Гамлете, принце датском» узнаваема мало. Фактически пьеса — новое авторское сочинение Додина.
«Мы сразу же понимали, что будем рассказывать про какую-то историю другую, про сегодняшнего Гамлета, про того Гамлета, которого диктует сегодняшнее время», — говорит актриса, исполнительница роли Офелии Елизавета Боярская.
Отсюда и лаконичные декорации — в виде строительных лесов, отсюда и черно-белое оформление спектакля. Единственный цветовой акцент — обувь короля и его супруги, Гертруды. Власть, утвержденная на крови, в ней же и утонет.
«Именно ее жажда властвовать над судьбой, над собственной и над судьбой страны, и послужила толчком к череде довольно страшных событий», — говорит народная артистка России, номинант премии «Золотая маска-2017» Ксения Раппопорт.
Другой петербургский коллектив, БДТ, привез русскую классику, «Грозу». И где ее играть, как не в Малом театре! У здания, которого погружен в свои думы Островский. Обычно театры привозят на гастроли труппу и реквизит. Но чтобы целый занавес? Он — часть обязательного сценического оформления, без него «Гроза» Островского не прогремит.
Дело в том, что эта постановка — попытка реконструкции площадного театра 19 века. Того, где актеры еще не играли по заветам русской театральной школы, где не было системы Станиславского. Речь героев — то ли сказ, то ли частушка. Они появляются из темноты, словно застывшие лубочные фигурки, с того самого занавеса и оживают у самой кромки сцены.
«В чем универсализм? В чем пружина Шекспира или Островского? Почему до сих пор столько раз ставят? Потому что затронуты какие-то универсальные вещи, может, одна универсальная вещь, которая заставляет нас ее пересматривать каждый раз. В данном случае это любовь и свобода», — говорит режиссер, номинант премии «Золотая маска-2017» Андрей Могучий.
Пожалуй, понадобится время, чтобы догадаться — это чеховские «Три сестры». Устремленные в будущее — аж в четыре тысячи какой-то год. Еще один спектакль — эксперимент от петербургской труппы. Спектакль-вызов Александринского театра.
«Это, конечно, не тот традиционный Чехов, к которому многие привыкли. И на сцене Художественного театра, который как раз театр Чехова, в котором Чехов и «Чайка» - это бренд, занавес, показать такие «Три сестры», мне кажется, это достаточно решительно», — сказал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.
Новаторские, спорные, иногда шокирующие — в рамках «Золотой маски» российские театры показывают премьеры последнего сезона. А судя по количеству номинаций, Петербург не перестает удивлять зрителя.