Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
21 июня 2017, 09:13

В Новосибирской области поднялся в небо отреставрированный энтузиастами самолет времен Великой Отечественной

Новая жизнь легендарной крылатой машины: военный самолет Ил-2, который был подбит в Великую Отечественную, снова парит над землей, и этот исторический день настал благодаря новосибирским реставраторам, которые проделали буквально ювелирную работу. Пять лет назад в Первый канал рассказывал, как Ил-2 подняли со дна озера в Мурманской области, и с тех пор самые разные специалисты пытались сделать все возможное ради этого долгожданного полета.

70 лет он пролежал на дне озера, еще четыре года ушло на реставрацию, и вот самолет снова в небе. Пока Ил-2 в воздухе, на земле вся команда авиареставраторов – в напряжении. Летчик-испытатель Владимир Барсук по рации докладывает обстановку.

Теперь они вглядываются в небо, чтобы полюбоваться полетом. А ведь еще вчера в ангаре инженеры, конструкторы, механики корпели над каждой частью, каждым болтиком военной машины. Большинство родных деталей Ил-2 удалось сохранить. Планы, схемы и чертежи – реставраторы работали по оригинальным документам.

Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории авиации. Их собирали и днем, и ночью, выпускали по сотне в месяц, вспоминает Сергей Игнатьевич Сухоедов. В 1942 году он работал на авиазаводе слесарем.

«Ночью на завод явился директор и объяснил, что Иосиф Виссарионович требует увеличить выпуск военных самолетов в два раза. И он, значит, спрашивает какого-то начальника цеха: «Как вы считаете, можете выполнить такое поручение?», а тот отвечает - выпустить можно с величайшим трудом, конечно», - вспоминает ветеран.

При всех невысоких летно-технических характеристиках и не лучшей маневренности, бронированный Ил-2, по рассказам конструкторов, отличался особой живучестью. Он мог летать при таких повреждениях, от которых другие самолеты разваливались в воздухе. За это его ненавидели немцы и так любили советские солдаты, называя Ил-2 «летающим танком».

Ноябрьским вечером 1943 года несколько таких «танков» отправились на боевое задание – бомбить немецкий аэродром в Луостари. Их встретили плотным огнем, в небо поднялись «Мессершмитты». В том воздушном бою было сбито много советских самолетов. Для летчика Валентина Скопинцева это был всего третий полет на Ил-2. И его машина тоже получила сильные повреждения – один из снарядов пробил обшивку, разорвал проводку и уничтожил механизм шасси. Чтобы избежать смертельно опасного столкновения с землей, Скопинцев принял решение садиться прямо на лед, а приземлившись, вытащил раненного стрелка из кабины и три километра нес его до аэродрома.

«Вот это пробоина от снаряда, который сбил самолет. Снаряд, в конце концов, попал в двигатель", - поясняет директор мастерской авиареставрации Владимир Бернс.

"Самолет посажен на озеро. Затонул. Летчик получил легкие ранения головы», - запись в летной книжке Валентина Скопинцева. Его дети Олег и Евгения пять лет назад вместе с поисковиками исполнили мечту отца, отыскали тот подбитый самолет. Мурманская область, озеро Кривое. Очень осторожно, с помощью крана, из воды поднимают штурмовик. Самолет почти полностью сохранился, лишь покрылся ржавчиной.

«Северные озера, достаточно холодная вода, мало кислорода и глубина 22-25 метров - это очень хорошая. Более того, бронекорпус и крыло было заилено. Хвостовая часть, она деревянная, она была утрачена», - рассказывает руководитель проекта «Крылатая память Победы» Борис Осетинский.

«При не слитой системе дозалить в баки до 55 литров по масломеру» - это памятка по заливке масла в бак. Ошибка в слове «неслитой». Эта надпись мгновенно исчезла, как только Ил-2 поодняли из воды. Обнаружили ее на случайных фотографиях, благодаря им удалось прочитать и вернуть ее на хвостовую часть самолета. К слову, орфографическую ошибку, допущенную еще в 1943 году, решили оставить. Вообще, авиареставраторы пытались максимально точно, насколько это было возможно, вернуть самолету первоначальный облик, тон в тон подбирали краску. А вот изрешеченную броню восстанавливать не стали, ведь это история самолета.

Первый полет легендарного Ил-2 уже в мирном небе прошел успешно. Сегодня в России самолетов времен войны, которые не просто собрали из обломков, а, что называется, поставили «на крыло» всего 14. У авиаторов есть идея организовать ретро-парад и собрать в небе все летающие раритеты.

Читайте также: