Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
1 октября 2017, 22:21

Проект «Будущее за углом»: что такое биткойн и как он работает?

Первый канал продолжает информационный сериал «Будущее за углом». Какими деньги будут в будущем?

Откуда берутся деньги? Их создает государство. Право чеканить монету — это право суверенного государства. Своя армия и свои деньги — два главных качества, главных признака, главных инструмента суверенного государства.

В последние годы появляются новые деньги — криптовалюта. Самая первая криптовалюта — биткойн. Это деньги не государства — это частные деньги. Систему, которая эмитирует эти деньги, создал некто Сатоси Накамото. До сих пор неизвестно, это реальная личность или группа людей. В мире началась биткойновская лихорадка. Тысячи мощнейших компьютеров подключены к этой системе и добывают биткойны. Биткойны уже можно свободно продавать и покупать. Ими можно кое-где даже расплатиться.

Биткойнов пока относительно немного. Долларов эмитировано 13 триллионов 600 миллиардов. Евро, если считать в долларах, — 13 триллионов. А биткойнов — всего 70 миллиардов. Полпроцента от массы долларов или евро. Но уже начали говорить, что криптовалюты вытеснят старые, настоящие деньги. Возможно ли это?

Государство не может отказаться от своей армии. Точно так же суверенные государства никогда не откажутся от права чеканить монету, никогда не позволят делать это частникам. Другое дело — многие государства недовольны доминированием американского доллара. Валюта слабеющей сверхдержавы не может быть мировой валютой. Надо искать новые варианты. Биткойн — один из таких вариантов.

Скорее всего, государства найдут способ, как использовать эту частную инициативу. Но старым валютам придется потесниться. Более того, вся мировая финансовая система будет меняться. Но как — никто толком не понимает. Но масштаб изменений может быть грандиозным.

Говорите, нельзя потрогать. Да пожалуйста! Одна тысячная биткойна. Не сувенир. Хоть и не монета в привычном понимании — без смартфона не работает. Под голограммой — код, его нужно сканировать, чтобы рассчитаться. Доля биткойна в электронном кошельке, а монету хоть выбрасывай. Второй раз не используешь — код уникальный.

Но может так людям, далеким от новых технологий, будет проще понять криптовалюту. Внешне монета как фишка казино. Мир и правда ломает голову — игра или всерьез и надолго. В Японии, к слову, биткойнам зеленый свет. Что символично. У автора идеи японское имя — Сатоси Накамото. По-русски — ясномыслящий внутри системы. С мыслями его знакомы многие, самого никто в глаза не видел. Хотя несколько сенсаций было: смотрите, вот он! А потом — извините, обознались.

Программист-одиночка или, может, компьютерная мафия? Домыслов о личности Сатоси масса. Точно известно только, что это имя стояло под презентацией монеты, которую можно добыть в компьютере, загрузив специальную вычислительную программу. 2008 год. «Шифропанки» — влюбленные в криптографию специалисты — подхватили идею и понесли для начала в компьютерные игры, чтобы без комиссий и посредников покупать и продавать за биткойны что-то нужное для игры. Но пошло-поехало. И вот уже пицца, купленная за 10 тысяч биткойнов в 2010-м, сегодня тянет на 40 миллионов долларов.

«Кому-то нравится красивая математика, кому-то нравится спекулировать на курсе. Из этих очень маленьких вер сложилась большая вера в биткойн в целом, которая с определенного момента начала сама по себе усиливаться. Возникла какая-то обратная связь. Всем нравится, значит, нравится и мне», — говорит председатель ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.

Построена, впрочем, эта вера на недоверии. Любую операцию с биткойном должен подтвердить не какой-то сторонний контроллер — участники системы. Большинством. Это как выйти на площадь и прокричать: Боб передает два рубля Алисе (почему-то эти имена чаще всего используют для объяснения биткойна). Ну а все, кто рядом, подтвердят — да, передал, видим. И сделают запись в своих тетрадках. Так вот, тетрадка — это блокчейн, бесконечная цепочка транзакций с криптовалютой. И все, кто ее ведет и перепроверяет, получают в награду виртуальные монеты.

«Помните, был такой в 90-е годы фильм, где купюра путешествовала по городу. Вот точно так же с этой монетой или даже с десятой долей этой монеты мы, наши дети, наши внуки могут отслеживать путешествие», — говорит совладелец Get Cripto Артем Гуревич.

Артем в команде вчерашних студентов. Их бизнес — обслуживать фермы, добывающие криптовалюту. А в планах покорить мир новым электронным кошельком. В тестовом режиме где-то в Америке работают их банкоматы, подобные этому, лондонскому. Есть тут и пошаговая инструкция на русском — как перевести фунты в биткойны. А дальше — хочешь копи, хочешь купи обед в соседнем баре. Вот только если с фунтом обед и вчера, и сегодня обойдется в десятку, то с биткойном можно поесть или за считанные пенсы, или сильно переплатить.

«Никто не знает, как строится их ценообразование, никто не знает, как определяется их фундаментальная стоимость. Скорее всего, это все же похоже на финансовый пузырь, то есть на актив, который растет из-за некоего ажиотажного спроса», — сказал заведующий лабораторией анализа финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов.

Если пузырь, значит лопнет. Но не значит, что идея исчезнет. А экономисты уже вписали биткойн в известные теории, как частные деньги. Прием вековой давности, когда отдельные территории выпускали свои валюты, чтобы подтолкнуть экономику. И, кстати, получалось. Не только за границей. В башкирской деревушке еще недавно расплачивались «шаймуратиками», обеспеченными продуктами местной фермы.

Из обеспечения у биткойна только технология. Но эксперты считают, что если на этот рынок выйдут крупные корпорации, банки, которым есть, что предъявить миру, то денежная система может измениться. В 20-м веке менялась дважды — после Великой депрессии и стагфляции 70-х, когда росли резко и цены, и безработица. Ответ на кризис этого века, начавший в 2007-м, пока не найден. К тем уровням не вернулась ни одна экономика

«Биткойн философски очень напоминает самолет братьев Райт — это был огромный прорыв, но с практической точки зрения самолет братьев Райт был красивой игрушкой, для практических полетов подходил мало. Но очень быстро эта идея была доведена до нормального коммерческого использования», — говорит доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

Чтобы добывать биткойны, компьютерам приходится решать математические задачи, которые усложняются по мере роста монет в системе. Это требует больших ресурсов и мощной техники. В мире лишь три компании, которые с нуля так называемые криптофермы. Одна — в Москве. И скоро этот ангар будет потреблять энергии, как пять тысяч двухкомнатных квартир. Тем, кто не против вложиться в криптоактивы, здесь предлагают еще и обогреть дом водой, что охлаждает вычислительные блоки.

«Абсолютно экспериментальная вещь. Она даже выглядит варварски, потому что она имитирует условия дачного участка. Это устройство, где одна холодная вода, и выходит горячая. Попробуйте, какой температуры вода. Мы можем выдавать воду до 72-градусов», — говорит интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

Под подобные криптоидеи авторы собирают криптовалюту. На криптобиржах. Но ни одна из них не регулируется государством. У России есть шанс создать площадку, где игра пойдет по правилам. Место для так называемой «песочницы», чтобы на небольших объемах прощупать риски и просчитать налоги, готово.

«Умные страны — Сингапур, Япония, Швейцария — сражаются за то, кто будет пионером и кто у себя приземлит эту важнейшую технологию, это важнейшее движение. И мы бы хотели, чтобы Дальний Восток был таким центром, где люди со всего мира будут миллиарды долларов вкладывать в наши проекты», — сказал генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков.

Миллиарды в долларах, но не доллары — биткойны по текущему курсу. За год он вырос в семь раз. А завтра? Тут только гадание. Не схлопнется ли ажиотах, не появится ли новые суперкомпьютеры? И вопрос от властей: не мошенничают ли хозяева криптокошельков? Только за подозрения закрывают биржи Китая. Поэтому даже те, кто считает, что за кодом в компьютере денежное будущее, предупреждают обывателей: этот сверхрискованный рынок опасен для вашего финансового здоровья.

«Если у вас лишние 10 или 20 тысяч рублей, можно поиграться. Ни в коем случае, я бы категорически не советовал вкладывать в криптовалюты свои кровные сбережения. Для этого есть надежные, стандартные финансовые инструменты, которые обеспечат стабильный доход и высокую сохранность», — говорит заместитель министра Минфина Алексей Моисеев.

По сравнение с государственными деньгами, доля криптовалют не велика и по количеству операций в секунду им далеко до ведущих платежных систем. Можно считать плюсы, минусы — тут нет совершенства, но есть понимание. Это не деньги в чистом виде — это технология. А вот что дальше — точно пока не скажет никто.

Все материалы проекта "Будущее за углом" смотрите здесь

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей