Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
12 ноября 2017, 10:11

Сто лет назад легендарный Зимний дворец стал государственным музеем

Большая дата в истории Эрмитажа: сто лет назад легендарный Зимний дворец был объявлен государственным музеем. Царская галерея открыла свои двери для всех желающих. До этого попасть туда могли лишь избранные.

Сейчас Эрмитаж входит в число самых посещаемых музеев мира и обладает богатейшей коллекцией произведений искусства.

«Коллекция большая, а места не хватает», — писали советские газеты об Эрмитаже начала XX века. Новость о том, что Зимний дворец теперь не просто царская резиденция, а, по сути, новый музей, куда вход отныне открыт не только придворным особам, а всем желающим, восхищала современников.

Подлинник того времени – табличка «Государственная собственность. Вход воспрещен». Ведь новым хозяевам еще предстоит навести порядок внутри дворца после штурма, описать несметные богатства, да и попросту перестроить царские покои.

«Такой зал, как Александровский, каким был, таким и остался. А весь третий этаж, где находились фрейлинские комнаты и фрейлинский коридор, нужно было перестроить почти полностью», — рассказывает заместитель заведующего отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин.

Большие парадные залы сразу отдали под Дворец искусств. В Георгиевском, Колонном и кино показывали, и спектакли ставили. В то время в самом Эрмитаже пусто – экспонаты перед Гражданской войной спешно увезли в Москву. Тем ценнее оказались первая выставка.

1919-й. Футуристы, авангардисты, передвижники в одном месте. Первую выставку провели в жилых комнатах царской семьи. Это, например, покои императрицы Марии Александровны. На золоченых стенах выставлялись Рерих, Кустодиев и другие члены объединения «Мир искусства». Всего больше 1800 работ десятков разных художников.

Но ведь не только за живописью сюда шли художники, но и, конечно, посмотреть на роскошное убранство комнат, что раньше было лишь привилегией избранных. Выставка бесплатная. За два месяца 40 тысяч человек пришли в комнаты Зимнего. Это потом их закроют для посещения. А само царское имущество — посуда, ткани, мебель — начнут распродавать.

«Доходило до смешного: тарелки из сервизов стоили рубль, два, копейки по сути», — говорит заместитель заведующего отделом рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа Елена Соломаха.

Новые площади стали заполняться экспонатами национализированными, а по сути изъятыми из частных коллекций, картинами. Часть из того, что поступало, тоже пускали с молотка. И в 20-е годы процесс зашел так далеко, что из Эрмитажа исчезли признанные шедевры: «Поклонение волхвов» Боттичелли, «Святой Георгий» Рафаэля, почти два десятка полотен Рембрандта. Власть пыталась пополнить казну молодой и тогда еще совершенно нищей республики. Коллектив музея, конечно, сопротивлялся.

«Маленькие ошибки в телеграмме вещи тормозили, подставляли другие. Например, «Бокал лимонада» Терборха хотели купить, как-то ухитрились ее сохранить, продали не эту, а чуть похуже», — рассказывает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Только чудом не ушел с торгов «Блудный сын» Рембрандта – не сошлись с покупателем в цене. И хотя потерю «Мадонны Альбы» здесь до сих пор называют «незаживающей раной», следующие полвека музей формировал не просто коллекцию бесценных холстов — по сути, культурный фундамент страны.

«Он не просто нашел зрителя — Эрмитаж привлек зрителя. Был важный период, когда привлекали пролетария, среднего человека, чтобы повысить их уровень образованности», — говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Эрмитаж сегодня уже не просто музей – научный комплекс и крупнейший реставрационный центр. Одно из самых посещаемых туристами мест — ежегодно почти шесть миллионов человек.

Коллекции живописи могли бы позавидовать иные мировые собрания. Три миллиона экспонатов — весь цвет мирового искусства. Леонардо да Винчи, Караваджо, Тициан, Рубенс, Ван Дейк и многие-многие другие. Кто-то посчитал: все здесь не пересмотреть и за 10 лет, если хотя бы по минуте останавливаться у каждого шедевра.



Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей