В Большом театре поставили «Бал-маскарад» Джузеппе Верди
Режиссер и дирижер — соотечественники великого композитора. Действие оперы перенесли в середину XX века, на сцене появился автомобиль, героев одели в военную форму.
Первые минуты первой сцены — и главный герой... убит? Дымку сновидений рассеивает стая воронов: нет, это лишь ночной кошмар, но и страшное предзнаменование одновременно.
«Музыка безумно красивая, и петь ее всегда очень приятно. Верди!» — признается солистка Большого театра, исполнительница партии Амелии Анна Нечаева.
«Бал-маскарад» Джузеппе Верди — опера знаковая. Цензура не пропускала ее 160 лет назад, итальянскому композитору пришлось идти на уступки: место действие перенести из Швеции в американский Бостон. Короля менять на губернатора — иначе как это? Цареубийственная постановка? С тех пор она так и существует, в двух вариантах: на сцене Большого поставили бостонский. И поставили в подлинно итальянском стиле.
Режиссер Давиде Ливерморе, несмотря на сложнейший перелом ноги, вложил всю страсть итальянской души. Он ставил для Ла Скала, работал с Паваротти, Доминго, Карерасом. Здесь, в поисках вдохновения, он обратился к Альфреду Хичкоку. И мрачный колорит Верди обрел еще и хичкоковский саспенс-эффект тревожного ожидания.
«Лишь эстетика Хичкока, его атмосфера — в моей постановке нет прямых цитат, взятых из кино «Психо» или «Птицы», где раздавались крики чаек. У нас появляются вороны, символ тревоги и неотвратимости судьбы», — рассказывает режиссер-постановщик (Италия) Давиде Ливерморе.
За дирижерским пультом — еще один соотечественник композитора. Джакомо Сагрипанти — лучший молодой дирижер 2016 года — импульсивный, креативный итальянец, для которого музыкальна каждая фраза этой оперы.
«Я считаю важным знать язык оперы. Это дает нам с режиссером некую свободу, ведь поиск новых красок, идей бесконечен. А иначе некоторые оттенки могут просто потеряться», — поясняет он.
Это уже не XIX век, а середина XX. И гадалка Ульрика в новом прочтении — китаянка, окружившая себя мистикой Востока. Каждое ее предсказание будто шоу.
«Интересно, что во всех операх Верди это единственный медиум, это единственная такая женщина с паранормальной силой», — отмечает исполнительница партии Ульрики (Болгария) Надя Крастева.
Предыдущая постановка от 1979 года жила на сцене Большого более четверти века. И вот в репертуар театра возвращается.
«Бал-маскарад» Верди — опера великого итальянца в итальянском же прочтении. Масштабная, современная и очень эффектная постановка в черно-белых тонах.