В Пушкинском музее открылась выставка японских художников эпохи Эдо
Выставка необычайной красоты, по уровню экспонатов – высший класс. Даже сами организаторы, японская сторона, признают – у них самих в Стране восходящего солнца такой масштабной экспозиции еще не было. В Пушкинском музее представлены Сокровища эпохи Эдо – это, действительно, надо видеть. Золотые ширмы, красивые гейши, боги ветра и тонкая игра цвета и тени – здесь все необычно и поражает воображение. Пушкинский музей даже пошел на то, что изменил свою внутреннюю архитектуру.
Рядом с Монументальной колоннами пушкинского музея маленькие уютные деревянные конструкции, как в старом Киото. Здесь воссоздали атмосферу японского жилища с легкими стенами и тяжеловесной крышей, а вместо перегородок – живописные ширмы, многие из которых получали статус национального сокровища.
Никаких картин в рамах. В Пушкинском музее выставка японских художников эпохи Эдо. 135 работ, многие из которых еще никогда не покидали пределы своей страны из-за небывалой ценности.
Ширма «Восемь даосских бессмертных» непривычно красочная для этого стиля. По преданию, эти мужчины узнали секрет вечной жизни и, как и положено настоящим героям, у каждого свой атрибут: магический меч, флейта, бамбуковый барабан.
«Это невероятное событие – увидеть шедевры такого уровня, хрестоматийные в одном пространстве, это наша мечта, которая осуществилась и поражает нас самих, мы так счастливы, что наш искушенный зритель сможет насладиться этим», – сказала директор музея Марина Лошак.
Эпоха Эдо длилась почти 265 лет и определила восточное самосознание. Мечтательность, собранность, умение найти равновесие в окружающем мире и уникальное понимание красоты. Главный жанр для японских мастеров – пейзаж: вот уже тогда ставшая символом Японии гора Фудзи, вот времена года и символически связанные сними цветы и птицы. А вот простая японская семья, наслаждающаяся летним днем.
А эти японские гравюры 19 века из коллекции самого Пушкинского музея. В те годы ими больше интересовались на западе, чем на родине. В центре сюжета прекрасные куртизанки в разгар зимних праздников.
«Здесь представлены части новогодних украшений, и все куртизанки, они заняты тем, чем обычно занимаются в первые дни нового года. Это такая очень праздничная гравюра, и она идеальной сохранности», – подчеркнула куратор выставки Айнура Юсупова.
Если в Японии такие работы выставляются под очень толстым стеклом, то у нас рассмотреть их можно буквально нос к носу. Ватанабэ Кадзан так хотел передать трагичность судьбы этого человека, что написал его лицо в реалистической манере, совместив таким образом традиции восточной и европейской живописи
«Это ширма мастера Огата Корина, она называется «Бог Грома, Бог ветра». Интересно, что на ее обратной стороне также красками и сусальным золотом, но уже другой художник нарисовал цветы, которые гнуться от силы дождя и ветра», – отметил куратор Хироеси Тадзава.
Но вот обратную сторону ширмы посетители смогут увидеть на второй части экспозиции. Она пройдет здесь же в Пушкинском музее в октябре. Дело в том, что согласно принятым в Японии стандартам, хрупкие шедевры не только требуют строгих условий транспортировки и хранения, но и не могут быть представлены в выставочных залах более четырех недель.