Под Мюнхеном оживают старинные традиции бумажного театра
Вместо актеров — фигурки из картона. Вместо огромной сцены — совсем небольшое пространство, а декорации выверены до миллиметра, буквально по линейке. Все это — о бумажном театре, который еще называют 3D XIX века. Его традиции и технологию бережно хранит одна семья под Мюнхеном. И каждая постановка, которая неизменно собирает полный зал, — настоящее таинство.
В зале всего 16 человек. Сегодня телевизоры бывают больше, чем сцена. Окна наглухо драпируют и в темноте начинается путешествие сквозь время.
«Травиата», постановка для бумажного театра по эскизам XIX века. Это абсолютно забытое семейное развлечение. Игрушка, с помощью которой более 100 лет назад музицируя, с детьми можно было ставить сцены из любимых опер.
«Мы поздно стали родителями, у нас мальчики-близнецы, им сейчас по 9 лет. Тогда мы хотели прививать им культуру в виде игры. Мой муж построил им бумажный театр», — рассказывает Кристине Шенк.
Для супругов Бенно Митшки и Кристине Шенк сначала это было лишь хобби. Бенно, театровед по образованию, модернизировал сцену. Увеличил размеры фигурок и установил свет. Сейчас приборами управляет компьютер. Театр открывает двери, в том числе и за кулисы каждые выходные.
В репертуаре — порядка двух десятков опер, например, «Летучий голландец» Вагнера, «Волшебная флейта» Моцарта, «Кармен» Бизе. Зрители от постановок в восторге.
«В самом начале видишь, что это фигурки, но со временем втягиваешься в действие, а под конец тебе кажется, что перед тобой реальные люди», — рассказывает Фердинанд Биркмайер.
Сам Бенно бумажный театр называет 3Д XIX века. И действительно, сцена в глубину, кажется, больше, чем в ширину. Многослойные декорации отлично передают объем.
«Я вижу, как декорации реагируют на свет, как ощущение глубины еще более усиливается. Так что зритель погружается в это пространство. Сначала он думает, да, все очень маленькое, но потом в воображении сцена становится больше и больше», — поясняет Бенно Митшка.
На стенах зала — световая инсталляция, бумажные театры со всей Европы. Рабочая комната Фауста, лес, возможно, для сказки про Гензель и Греттель, декорации к «Волшебной флейте». В свое время наборы были созданы для более чем сотни опер, оперетт, сказок, ну а сегодня изображения сцен, фонов или фигурок можно найти в Интернете и просто распечатать. Срок действия авторских прав на них уже истек.
Как говорит Бенно, для домашнего театра можно все упростить. Сам он сейчас задумывается о новой постановке, которую будет создавать с нуля. Его мечта — поставить «Бориса Годунова» Мусоргского. Две версии, одну на немецком, другую — на русском.