Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
14 марта 2019, 21:33

Проект года в Третьяковской галерее — ретроспектива картин русского художника Ильи Репина

Дождались! В Третьяковской галерее открывается беспрецедентная по масштабу юбилейная выставка Ильи Репина. Более 300 живописных и графических работ: от хрестоматийных «Бурлаков», «Запорожцев» или «Крестного хода в Курской губернии» до картин гораздо менее известных. В прошлый раз Репина широко выставляли четверть века назад — в честь 150-летия со дня рождения художника. Сейчас дата не такая круглая, но все равно достойный повод, чтобы взглянуть на творчество классика по-новому.

Он хотел, чтобы его запомнили именно таким, словно танцующим перед мольбертом с кисточками и подвесной палитрой. Репин сам ее придумал, когда правая рука начала болеть от непрекращающейся работы. Так, лицо вернувшегося после ссылки народовольца он продолжал переписывать, даже когда картина уже висела в Третьяковке.

Художник искал едва передаваемое сочетание героизма и страдания во взгляде — такого современники точно не ждали. В казалось бы бытовой сцене они видели то ли возвращение блудного сына, то ли явление Мессии.

«Здесь на стене висит гравюра «На Голгофе», то есть как бы возникает ассоциация того крестного пути, который прошел этот входящий. И полустертая, смытая фотография Александра II в гробу. То есть он таким образом напоминает на связь в судьбе этого возвратившегося из каторги, из ссылки человека, возможно, с убийством», — рассказывает куратор выставки Татьяна Юденкова.

Это самая большая выставка мастера в истории. Более 300 работ! И все-таки, гуляя по этим залам, глазами невольно ищешь одну, ту самую: «Иван Грозный и сын его Иван». После того, как в мае прошлого года по картине несколько раз ударили металлическим столбиком, ее забрали на реставрацию. Но незримо она все же здесь присутствует.

Ее реставрации посвящен целый раздел. Здесь звучит музыка Римского-Корсакова, и неслучайно. Как раз после его концерта Репин задумал воплотить что-то столь же мощное и в живописи. А услышав «Камаринскую» Глинки, придумал, как должны выглядеть его бурлаки. «Процессия проклятых из ада Данте» — такими их увидели европейские критики. Часто художник писал под любимую «Хованщину» Мусоргского, в том числе и своих «Запорожцев».

«Ему очень важна разная реакция. Здесь миллион оттенков смеха: хохота гомерического, тонкого какого-то, зловредного, злорадного», — отмечает Татьяна Юденкова.

Но к работе подходил со всей серьезностью. Даже где-то раздобыл череп запорожца XVII века, чтобы быть достоверным. Это вообще очень по Репински. Например, перед написанием «Царевны Софьи» в монастырском заключении он специально переехал в квартиру с видом на Новодевичий и поручил жене сшить платье для модели по эскизам того времени. Софья получилась невероятно живой. К ужасу современников!

«Он действительно сделал то, что шокировало тогда, и то, что мы так ценим сейчас: он очеловечил историю. Он изобразил Софью — тут Крамской очень метко сказал — тигрицей, запертой в железную клетку», — поясняет ассистент куратора выставки Софья Аксенова.

Историю он еще и предчувствовал. В революции видел дьявольское начало. Оттого шествие изобразил эдаким антикрестным ходом. Его направляют фигуры, больше похожие на чертей.

А чтобы зрители могли увидеть одно из самых масштабных предреволюционных полотен, «Юбилейное заседание Госсовета» лишь второй раз за 100 лет покинуло стены Русского музея.

32 квадратных метра. Это самый огромный коллективный портрет в истории русской живописи. Каждый из 80 человек — реальный. Репин заставлял позировать даже тех, кто повернут затылком. Особенно это возмущало лысоватых чиновников.

Впервые российские зрители увидят и самые поздние работы художника. В них упоение жизнью, с которым казаки пускаются в огненный гопак, и все уродство Гражданской войны. Вот толстомордый красноармеец отбирает у ребенка хлеб.

«Все это было возможно только при поддержке нашего давнишнего партнера — Банка ВТБ, который не только поддержал выставку, но в самый последний момент обеспечил все необходимые системы безопасности», — рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

После кражи на выставке Куинджи здесь на каждой картине установили скрытый датчик, который среагирует, если подойти ближе чем на 30 сантиметров. Так что Репин пусть и был одним из самых известных передвижников, на время выставки в Новой Третьяковке ни одна его работа точно с места не сдвинется.

Читайте также: