Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
21 апреля 2019, 12:10

Уникальные французские плакаты прошлого века можно увидеть в Музее имени Пушкина

Парижское очарование в Московском государственном музее имени Пушкина. 21 апреля у гостей есть последняя возможность увидеть уникальные французские плакаты — их появление стало настоящей революцией, появился очень узнаваемый стиль, который пытаются копировать до сих пор. Цвет, образы, ирония — тут прекрасно все!

Париж, XIX век. На черно-белой хронике только бледный слепок этого города. А ведь у него были свои неповторимые цвета. Главное украшение улиц той эпохи — афиши. Яркие и вызывающие. Кабаки и кафешантаны, шансон и канкан — новая, дерзкая реклама обещала дивный мир услуг и товаров, устоять невозможно.

Натуральное стерилизованное молоко с берегов Венжанны, даже кошки завидуют. Зубная паста в жестяной коробочке и реклама консервированных сардин, лицами которой, между прочим, стали певица Иветт Гильбер и актриса Сара Бернар. Поначалу многие не принимали все это всерьез. Знаменитый писатель Оноре де Бальзак возмущался: «Дошли до того, что коллекционируют афиши! Какое падение!»

Но эти плакаты не просто коллекционировали — тут же срывали, как только вывесят новые. В журналах даже появился термин «афишемания», он и стал названием выставки. Рекламная революция началась с прихода в дело талантливых и смелых художников. А изобретение новых литографских красителей развязало им руки, никакого ограничения в цвете.

«Потому что кто-то пугался, кто-то не понимал что это, но нужно зацепить, раздражить человека, заставить посмотреть», — отмечает директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.

Первым признание получил Жюль Шере. Девушек с его рекламы стали называть Шереттами. Дерзкие и вызывающие афиши Тулуз-Лотрека. Он, кажется, видел истинную сущность людей. Его герои — музыканты, куртизанки и танцовщицы Мулен Руж — порочны и печальны. Сам он влюблялся и не получал ответа из-за недуга. В детстве после переломов практически атрофировались ноги. С дамой из каюты № 54 Лотрек так никогда и не познакомился. Не осмелился. Но сохранил образ.

«Это самый такой лирический пример, когда он не злобен, не остр на язычок, нет этой желчности, характерной для Тулуз-Лотрека, он влюблен в эту женщину, и это так заметно, он называл ее жаворонком», — рассказывает куратор выставки «Афишемания» Ирина Никифорова.

Новое слово на языках рисовальщиков и последних модниц — Муша. Так на французский манер произносили фамилию чеха Альфонса Мухи. Он стал знаменитостью после своих афиш для Сары Бернар. А как вам такое — казалось бы, реклама пива, но этот стиль. Атмосфера славянской сказки, в бледных цветах и аккуратных линиях.

Всего выставлено 130 афиш из собрания музея изобразительных искусств имени Пушкина. Разные художники, разные стили. Эти плакаты словно энциклопедия товаров и услуг, но также и срез целой эпохи искусства во Франции, ее истинные цвета.

Читайте также: