Безопасность поездок в такси в центре внимания депутатов Государственной думы
Как сделать безопасными поездки на такси — эта тема в центре внимания депутатов Госдумы, которые обсуждают проект изменений в закон об этом виде транспорта. Если он будет принят, то иностранные граждане не смогут сесть за руль машины с привычными всем «шашечками». А тех, кто продолжит выпускать на линию иностранцев, будут штрафовать на сумму до полумиллиона рублей. И если нелегальный таксист станет виновником ДТП, то ответственность также ляжет на его начальников.
Помните этот запах в такси?! Неповторимая смесь табачного дыма, бензина и кожаных сидений. Потом 24-е «Волги» остались в советском прошлом, а пассажиры долгие годы стояли с протянутой рукой, на которую ловилась какая-нибудь ржавая «шестерка» с неизменным «300» и вопросом: «Дорогу покажешь?» Казалось, не будет этому конца, но вот новая эра — такси приедет за считанные минуты, дорогу покажет навигатор, а деньги за поездку спишутся с карты, так что проблемы поиска сдачи тоже не существует. В общем, быстро, удобно, недорого, но, правда, далеко не всегда безопасно.
И вроде понятно, что если смотреть не на дорогу, а в экран смартфона в ожидании нового заказа, поездка скорее всего закончится вот так. А ведь бывает и так: заснул за рулем, проснулся в заборе. Это Тюмень. А вот Петербург — водитель засмотрелся в окно. А это Москва — такси на полной скорости влетает в автобус.
«У меня осколочный перелом руки, пальца, носа, какой-то перелом в области костей черепа, ну и много порезов, травм кожи», — рассказывает Анна Булгакова.
Вот как Анна Булгакова выглядела после той поездки — позади несколько месяцев реабилитации, и еще неизвестно сколько впереди. Компенсацию она получила только по ОСАГО и теперь судится с агрегатором. И компания, которая настаивает на том, что оказывает лишь информационные услуги, конечно, не спешит разделить ответственность с заснувшим водителем. Пока это дело добровольное, и принудительным может стать лишь по решению суда, но новый закон о такси — Госдума рассмотрит его во втором чтении осенью — должен расставить все точки над «шашечками».
«Пассажиры прежде всего сейчас не получают никакой страховой компенсации, с точки зрения того, как у нас в общественном транспорте все пассажиры получают компенсацию в случае ДТП до двух миллионов рублей. В настоящий момент в таксомоторных перевозках выплаты производятся только по ОСАГО, это до 500 тысяч рублей. Конечно же, нужно приравнять все виды общественного транспорта в единую линейку и выплачивать пассажирам ту компенсацию, которая им положена», — подчеркивает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Агрегаторы, по замыслу авторов законопроекта, смогут работать только с теми таксопарками и водителями, у которых есть разрешение на перевозку. То есть в идеале никаких случайных людей за рулем.
«Агрегаторы могут контролировать ту часть информации, которая им поступает. То есть данные о водителе, данные о передвижениях, но тем не менее не все в их руках, и то, что уже происходит в процессе перевозки непосредственно, конечно, в руках самого водителя: безопасность движения, соблюдение правил дорожного движения, и так далее», — поясняет исполнительный директор Ассоциации — Национальный совет такси Наталья Лозинская.
И вот тут важно, чьи руки держат руль. По новому закону, это водитель с российским гражданством, с российскими правами — никаких иностранцев. А машина должна быть оборудована тахографом, то есть своего рода бортовым самописцем и кассовым аппаратом. Критики утверждают: все это сделает поездку дороже, но говорят же, дешево хорошо не бывает. И вопрос, конечно, насколько дороже.
«Не нужно использовать фактор безопасности для того, чтобы повысить стоимость. Мы уверены, что цена вырастет, но не более чем на 10%», — говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Новые правила в теории должны отсечь еще и неадекватных таксистов. И вот тогда, возможно, вернется та самая романтика профессии таксиста, воспетая советским кинематографом вообще и героями фильма «Три тополя на Плющихе» в частности.
Но это все потом. А пока из окон автомобиля с «шашечками» звучат другие, так сказать, мелодии и ритмы.