Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
23 августа 2019, 21:12

К Чукотке отправилась единственная в мире плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов»

Ближайшие три недели «Академик Ломоносов» проведет в дороге, почти пять тысяч километров по Северному морскому пути. Порт назначения — Певек, Чукотский автономный округ, где плавучая АЭС станет на якорь. Ее мощности хватит, чтобы с запасом обеспечить энергией весь регион. Два реактора способны вырабатывать до 70 МВт. Кстати, «Академик Ломоносов» станет самой северной атомной электростанцией в мире.

Под гулкое камлание шамана танец чайки сменяется плясом рыбаков и оленеводов. Обрядовые движения несут особый смысл — обычно северный народ так выражает свою радость. И сегодня тот самый случай.

Не только для Чукотки, для всей страны событие историческое. Плавучая АЭС — первая и пока единственная в мире. Плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» уже с причала впечатляет своими масштабами. Длиной 145 метров, это почти 1,5 футбольных поля, высотой с девятиэтажный дом. По сути, город в миниатюре. Со своими техническими, бытовыми службами, который способен функционировать абсолютно автономно.

«Слово «уникальный» можно повторять в каждом предложении: уникальная разработка, уникальное решение, уникальное размещение генерирующей мощности — это все о плавучей станции», — отметил генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.

«Огромная батарейка», как в шутку называют ее атомщики, заменит выработавшую ресурс Билибинскую АЭС. И позволит постепенно отказаться от устаревшего топлива — большинство северных электростанций до сих пор работают на угле.

«В процессе строительства и создания этой станции ее посетили многие представители МАГАТЭ — всемирного агентства по атомной энергетике; ни разу никаких замечаний, озабоченности по поводу экологической безопасности ни разу не было», — сообщил специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности экологии и транспорта Сергей Иванов.

Новые энергомощности — это развитие промышленности, жилищного сектора. Бесперебойное обеспечение светом и теплом. Масштабное строительство стационарной станции — нагрузка на хрупкую экосистему Арктики. Мобильная — экологичнее и экономичнее.

«Заведомо получается дешевле, чем строить в районах вечной мерзлоты. И сроки, разумеется. Данный объект построить гораздо быстрее», — пояснил заместитель руководителя Дирекции по сооружению и эксплуатации АТЭС АО «Концерн Росэнергоатом» Дмитрий Алексеенко.

Чудо инженерной мысли! Корпус судна разделен на 10 отсеков и даже при затоплении двух оно останется на плаву. Реакторы, их здесь два, работают даже при крене почти 30 градусов.

В машинном зале пока непривычно тихо. Но скоро находиться здесь без специальных наушников будет невозможно. Заработает турбогенератор. Его мощность 35 Мегаватт. Этого уже хватит, чтобы обеспечить электроэнергией весь Чукотский полуостров. А таких установок на судне — две, сделано с запасом, на перспективу.

На смене в центральном пункте управления всего четыре инженера, в два раза меньше, чем на береговых объектах подобного назначения. И чтобы попасть сюда на работу, говорит дозиметрист Николай Карайчев, пришлось пройти не один отбор.

«Это профессиональный интерес, как в таком корпусе полноценная станция вместилась, было очень интересно», — поделился инженер-дозиметрист Николай Карайчев.

Каюты персонала здесь словно номера в хорошей гостинице. Телевизор, интернет. Проект плавучей АЭС пока пилотный, в будущем будет дополняться. Интерес уже проявляют и иностранные заказчики.

«Интерес в мире огромный. Если посмотреть на карту, то мы можем увидеть потенциал не менее 10-12 точек, где они могли бы стать и начать работать. Конечно же, это те регионы Мирового океана, где нужна локальная энергия», — рассказал президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.

На церемонии отправки станции корабелы и атомщики. В свое дальнее плавание энергоблок уходит в сопровождении буксиров. Так же, вместе, они пройдут по всему Северному морскому пути. Это 2,5 тысячи миль или четыре тысячи километров. До Певека судно доберется уже через месяц. И до конца года планируется сделать первые пуски.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей