В России стартует прокат фильма Андрея Кончаловского «Грех»
«Грех» Андрея Кончаловского — фильм о главном, наверное, человеке итальянского Возрождения — Микеланджело. Ну, может быть, одном из двух главных. Не забудем о Леонардо Да Винчи. Но все же. Все же Микеланджело важнее. Почему? Довольно просто. Возрождение — вещь конкретная. Это возрождение античности в другой христианской реальности. Христианство — это дух, а не плоть, аскеза, измождение. А античность — это мощь. Микеланджело создал новую реальность — христианскую мощь. Вот его самое известное живописное произведение — Сикстинская капелла в Ватикане. Вот она — христианская мощь. Даже сейчас шокирует.
Вот первая знаменитая скульптура Микеланджело — знаменитая Пьета. В ней, кстати, нет никакой мощи. Есть красота и скорбь. Вот видите, Богоматерь — мать Христа. Она почти девочка. Она явно моложе своего сына. И как легко она держит его на руках. Конечно, всего этого не может быть в жизни. Но почему-то этого не приходит в голову, глядя на эту работу. А что приходит? Как ни странно — надежда.
А вот последняя работа мастера. Сюжет тот же — Пьета, так называемая Пьета Рондонини. Микеланджело умер, работая над этой скульптурой. Ему было почти 90 — невероятный возраст, особенно для того времени. Богоматерь опирается на своего сына. Он почти несет ее на спине. И чем веет от этой композиции — полной страшной безнадежностью.
Посмотрите фильм Андрея Сергеевича Кончаловского. Не пожалеете!
Каменотесы говорят: чтобы ощутить мощь каменоломни, нужно протянуть руку, закрыть глаза и открыть. То же предлагает Кончаловский, чтобы ощутить Микеланджело. Увидеть с другого ракурса. Ведь искусство — и есть точка зрения, считает режиссер: «Микеланджело написал: уж лучше камнем быть, когда вокруг позор и преступления. Позор и преступления меня так шибануло, я подумал, ведь у него такие скульптуры, работал в Ватикане, работал во Флоренции, почему он пишет позор и преступления».
Как обратная сторона медали: с одной – прекрасное Возрождение, с другой — Микеланджело. Волосы пропитаны потом и мраморной пылью, ногти сломаны от работы – такими художники Возрождения изменили лицо мира. Фильм не о том, как скульптор делает скульптуру, а как живет между работами. Как две враждующие семьи — Медичи и Делла Ровере борются за его преданность, как с обеими семьями мастер подписывает контракты, как не выполняет условия ни по одному из них, как предает и как желает искупить свои грехи.
На роль скульптора режиссер почти полгода искал человека, прежде всего, похожего на Микеланджело. Нашел Альберто Тестоне, дантиста, а еще он такой же упрямый, эмоциональный и мягкий: «Сниматься еще я, конечно, хочу, но вот давать интервью нет. Вы, журналисты, задаете одни и те же вопросы, а мне приходится придумывать разные ответы».
Не профессиональные актеры, а местные жители. Чтобы не играли роль, а проживали ее — прием Кончаловского. Лица каменотесов Каррары, где добывали мрамор для Микеланджело. Таких не найти в актерских досье.
Ремесло с характером. Легко прочувствовать, если представить. Для этого в фильме восстановили технологию добыча камня, как тогда, в XVI веке.
– Это пролетарии, это люди, которые своим трудом создают материальные ценности. Ставишь их в кадр. Вернее как, они работают, а я снимаю, – рассказывает о съемках Андрей Кончаловский, режиссер фильма «Грех».
Сама эпоха стала героиней фильма. Ее воссоздавали, сверяясь со старинными рукописями, километрами полотен, лучшими историками. В холщевых тканях одежд, колокольных звонах, цокоте копыт и даже в запахах. Вино, кровь, костры. Возрождение чувствуешь на ощупь, вдыхаешь. В деталях. Сикстинскую капеллу выстроили в натуральную величину. 30 мастеров два месяца штукатурили, лепили, расписывали.
– Статуя Моисея, к примеру, была задумана Микеланджело так, чтобы луч света падал именно на колено. И мы так и сделали. Я уверен, это влияет и на игру актеров, – делится Маурицио Сабатини, художник-постановщик фильма «Грех».
Роковую роль играет камень цвета сахара: Монстр — мраморная глыба, душа которой понадобилась Микеланджело целиком. Черным по мрамору — Грех. Так Монстр с афиш встречал гостей. На российской премьере фильма — звезды, друзья, сопродюсеры. Российско-итальянский фильм создан при поддержке Первого канала.
– Галерея образов художественных, это такая редкость в современном кино. Кино, которое мыслит образами, такого уже почти нет, – говорит Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм».
– Почему рядом с искусством грех?
– Потому что искусство и есть грех. И если мы идем на этот грех, он только тогда облагораживается, если он наполнен посылом в сердца людей, – считает народная артистка СССР Алла Пугачева.
«Я урод, недостойный своих творений», – говорит с экрана зрителям Микеланджело. Да, он полон страстей, он раздираем ими изнутри, он грешен, он — гений.