Легендарный танк Т-34 отмечает 80-летие
В эти дни отмечают 80-летие легендарного советского танка Т-34. Его приняли на вооружение в декабре 39-го всего за полтора года до начала Великой Отечественной. Но именно эта машина стала тем самым оружием Победы, символом мощи нашего страны в борьбе с, казалось бы, более подготовленным врагом. Во время войны Т-34 сходили с конвейера каждые полчаса, это еще и самый массовый танк Второй мировой. В некоторых странах они в строю до сих пор. Ну а у нас без них не обходится ни один парад.
Небогатая приборная панель. Три рычага, пара педалей. Не помешает физическая подготовка. Передачи порой переключать приходится в три руки.
Испытателем боевых машин Павел Семенов с 18 лет на Уралвагонзаводе. Через его руки вся новейшая боевая техника проходит. Но вот любимица – старенькая 34-ка. Бегает по полигону вот уже 75 лет.
А ведь в ожидании скорой войны разрабатывали Т-34 в авральном режиме. На вооружение в декабре 39-го приняли, не имея даже полноценного опытного образца.
– Главный конструктор убедил в том, что машина будет отвечать требованиям, – говорит Дмитрий Колмаков, инженер-конструктор Уральского КБ транспортного машиностроения Уралвагонзавода.
За свой идеальный танк создатель Т-34 Михаил Кошкин, можно сказать, не на жизнь боролся. На полевых испытаниях серьезно подорвал здоровье. И так и не узнал, что совершил в танкостроении настоящий прорыв.
– Уникальность Т-34 заключается в высоком уровне защищенности, высоких динамических характеристиках подвижности, маневренности, высокой проходимости, все это вместе и сделало эту машину машиной уникальной и признанной всеми сторонами лучшей машиной второй мировой войны, – продолжает Дмитрий Колмаков.
Да, бывало ломался. Это и в кино почти всегда обыгрывается. Но с помощью нехитрых инструментов отремонтировать можно было прямо на передовой.
– Если гусеницы, что такое гусеницу натянуть, когда она слабая, это мы уже знали, это запросто, – рассказывает Борис Пирожков, ветеран Великой Отечественной войны. Свой первый бой Борис Петрович принял еще, не добравшись до фронта. Танки везли по железной дороге. Попали под вражеский налет.
– Я на этой платформе развернул танк и прыгнул. И я, кстати, очень удачно получилось, что я прыгнул и не перевернулся, – вспоминает Борис Пирожков.
С того дня — первая медаль «За отвагу». И признательность машине, с которой пройдет всю войну: «Мы любили это танк Т-34. Любили, потому что настолько он был увертливый, долбанет уже, если в борт попадет, то фрицам мало не покажется. Было и так».
Экипажам скорость и юркость танка позволяла атаковать врага стремительно. Ловко заходить с флангов, уничтожая грозных «тигров» и «пантер». Т-34 буквально взрослел на полях сражений. В первые годы войны его дорабатывали чуть ли не каждый день.
– Нормали, гайки, болты и так далее были сокращены по сравнению с первоначальной технической документацией на 21%. Было выведено огромное количество деталей, без которых можно было обойтись. Трудоемкость изготовления Т-34 была в восемь с половиной раз меньше, чем трудоемкость изготовления «пантеры». Поэтому танки делались в больших количествах, – рассказывает Станислав Шульбин, сотрудник музейного комплекса Уралвагонзавода.
Более шестидесяти тысяч экземпляров всех модификаций. Не только лучший танк Второй мировой, но и самый массовый. В знаменитой Кантемировской дивизии Т-34 и сегодня целый батальон.
Можно дотянуться рукой до командира, ногой до механика-водителя. Зачастую в Т-34 так и осуществлялось общение между членами экипажа. Поскольку при реве работающего двигателя услышать друг друга было практически невозможно.
Однако на место в экипаже вполне еще боевой машины здесь едва ли не конкурс, выбирают лучших из лучших.
– Очень почетно, не каждому военнослужащему в этом полку в этой части предоставляется такая честь, – признается рядовой Никита Познухов.
Пылинки с легендарных танков, конечно, не сдувают, но стараются сохранить каждую деталь.
– Бревно для самовытаскивания абсолютно на всех танках независимо от модификации, – объясняет Аман Беккожин, командир танковой роты.
В отличие от некоторых стран Азии и Африки, где Т-34 до сих пор на вооружении, у этих машин – исключительно патриотическая миссия. Съемки в фильмах и участие в парадах Победы. В нашей стране 34-ке вполне заслуженно обеспечено почетное место в строю.