В России отмечают 105-летие дальней авиации
История соединения ВКС, на вооружении которого стоят самые грозные стратегические ракетоносцы, берет свое начало с 1914. Тогда эскадра четырехмоторных бомбардировщиков стала первой не только в России, но и в мире.
– Производится нажатие вот этой кнопки. Ракета отходит, самолет немножко раскачивается и поднимается вверх. очень волнительный момент, – признается Григорий Вольперт, штурман Ту-160.
Мастерство здесь оттачивают даже в профессиональный праздник. Полет Ту-160 тренировочный без боевой нагрузки. Сегодня их называют элитой авиации. Сама же элита считает, что главное – командная работа. Сыгранность, как в спорте или музыке. Экипаж должен понимать друг друга с полуслова.
– Нельзя в один экипаж людей противоположных ставить, они должны работать вместе четко, экипаж должен понимать, что делает командир, командир должен быть уверен в экипаже и знать, какие особенности у каждого члена экипажа, – говорит Сергей Волковицкий, командир Ту-160.
Историю российской дальней авиации принято исчислять с 23 декабря 1914 года. В этот день указом Николая II была создана эскадрилья бипланов «Илья Муромец».
Современные стратегические бомбардировщики продолжают традиции. Поколение сверхзвука – грозное оружие, в частности, доказавшее свою эффективность во время операции против международных террористов в Сирии. «Белые лебеди» патрулируют границы России, совершают длительные полеты над Атлантикой, Северным Ледовитым, Тихим океанами.
Никаких бомб и ракет на борту. По-военному это называют «обозначить присутствие».
Курсантам в училищах объясняют коротко и ясно.
– Все написано в наших доктринах: гарантировать мир, который наши деды завоевали, а мы должны отстоять, – рассказывает Орион Соколов, инструктор центра боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации.
Самый большой самый быстрый, самый мощный. Про эти самолеты только и говорят, что с приставкой самый. Ту-160 – флагман отечественной дальней авиации. На этих моделях самолетов было установлено больше 40 мировых рекордов по дальности и длительности полетов. Каждому присвоено имя прославленных советских авиаконструкторов, летчиков, спортсменов. Этому самолету присвоено имя Василия Решетникова. Он – человек-легенда дальней авиации.
Василию Васильевичу, кажется, было предначертано стать летчиком. Сегодня, в день дальней авиации, он принимает поздравления с вековым юбилеем. Герой Советского союза. Прошел всю войну. В сентябре 42-го участвовал в бомбардировке Берлина. Командовал дальней авиацией, а затем был заместителем главкома Военно-воздушных сил СССР. Именно он дал «добро» на разработку Ту-160.
– Я по сути поселился в КБ Туполева. Мы отслеживали каждую операцию в ходе строительства этого самолета, и самолет получился с первого захода таким, каким он нам нужен был, – рассказывает Василий Решетников, герой Советского союза.
Конструкторам удалось создать машину, опередившую время. Решение о модернизации «белых лебедей» было принято лишь недавно. Планируется, что первый обновленный Ту-160 заступит на дежурство через два года.