Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаЮбилей программы "Время"
2 февраля 2020, 21:24

В подмосковном Красногорске состоялось заседание Совета по развитию местного самоуправления

Сейчас тема уходящей недели, которая включает в себя здравоохранение, но им одним далеко не ограничивается. Удобная запись на прием к врачу, а еще благоустройство дворов, ремонт дорог... Многое другое, что определяет качество жизни. Какие новые возможности появляются влиять на него? В ряде регионов управление этими процессами перевели в интернет.

Что получилось, показали Владимиру Путину в подмосковном Красногорске на конкретном примере. Президент, в свою очередь, напомнил о новых возможностях, которые будут уже у самих властей на местах, и об их обязанности слушать людей, считаться с их мнением и пояснять, что именно делается, кстати, на деньги людей.

Те, кто постарше, прекрасно помнят карикатуры советских еще художников про отписки чиновников, про их автоматические резолюции «Отказать» и нежелание вообще общаться с народом. Вот уже и бумажный документооборот уходит в историю, а чиновники на местах все еще продолжают отмахиваться от посетителей. Теперь, в эпоху повсеместной цифровизации и появления центров управления регионами, подобных тому, что показали президенту на этой неделе в подмосковном Красногорске, местным чиновникам отписаться от жалоб будет сложнее.

«Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, это мы с вами все хорошо знаем. Но они находятся, естественно, здесь, а не где-то там, в космическом пространстве, на Луне. Они часть нашего общества, страны и системы управления. Четкое исполнение своих обязанностей каждым уровнем власти, их тесное взаимодействие между собой, деловое партнерство – это основа и гарантия выполнения наших планов по повышению качества жизни граждан Российской Федерации», — сказал президент.

Зачастую муниципальные органы власти, работая с обращениями граждан, как раз ссылаются на отсутствие полномочий для решения тех или иных вопросов. Отчасти лукавят, отчасти это правда. Ведь до сих пор четко законодательно это не прописано.

О том, как решить эту проблему, Путин сказал в своем послании Федеральному собранию: «Считаю необходимым закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами. При этом полномочия и реальные возможности местного самоуправления – самого близкого к людям уровня власти – могут и должны быть расширены и укреплены».

Сейчас в разных регионах предусмотренные законом общие для всех граждан права обеспечиваются по-разному. И это не просто несправедливо, а, по словам президента, несет угрозу целостности страны. О том, как должны работать чиновники с обращениями и жалобами в современных условиях, и говорили в Красногорске.

«Муниципальной власти нельзя засиживаться в кабинетах, нужно быть с людьми, обсуждать с ними самые насущные вопросы, эффектно и быстрее решать проблемы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни», — сказал Владимир Путин.

Центр управления регионом – место, куда стекаются все жалобы. За год, а именно столько уже работает подмосковный центр, больше двух миллионов. Главная задача специалистов, а они работаю здесь посменно круглосуточно, — оперативное решение возникающих проблем. По статистике, больше всего (32%) жалоб за прошлый год касались вывоза мусора. Решение было найдено.

«У каждой площадки есть координаты. Когда приезжает мусоровоз, выходит водитель и фотографирует до и после. Количество жалоб в декабре месяце составило 2%», — сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев.

«Заставляют более аккуратно, дисциплинированно работать, полный контроль», — отметил Владимир Путин.

Послать тревожный сигнал через специальный интернет-портал «Добродел» может любой житель Подмосковья. Сейчас, например, жалуются на уборку снега во дворах.

«Дворник выходит на территорию, открывает мобильное приложение, принимает задачу в работу. Фотографирует до территорию, в каком состоянии она находилась, и прикладывает фотоматериалы уже выполненных работ», — рассказал аналитик «Центра управления регионом Московская область» Виталий Козлов.

Так мы узнали, что у подмосковных дворников, помимо традиционных орудий труда, в обязательном порядке есть мобильное приложение.

Сейчас подобные подмосковному центры управления работают уже в нескольких регионах. Жители столицы, к слову, уже давно поняли, что во фразе «пойду и нажалуюсь» нет ничего предосудительного. Интернет-портал «Активный гражданин» за два года своего существования принял уже больше 135 миллионов обращений.

«Нужно тиражировать эти положительные практики по всей стране. Такие же цифровые платформы нужно создать во всех субъектах Федерации, в крупных городах, в центрах местного самоуправления. Если где-то своих денежных средств не хватает, бюджетных средств, значит, нужно поддержать такие начинания из бюджетов других уровней, тиражировать, как я уже сказал, эти управленческие решения», — сказал президент.

Как выяснилось, управленческих решений, сокращающих путь к чиновнику, масса. В Москве создали в дополнение ко всему специальный медицинский интернет-центр.

«Эта система объединяет сегодня все московские поликлиники, московскую "скорую". Буквально пару недель назад мы открыли доступ к электронной карте всем, кто этого хотел бы. И за эти две недели около ста тысяч человек заявили такое желание», — сообщил руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун.

В Татарстане и Нижегородской области пошли еще дальше. Там не стали создавать специальный сайт для жалоб, а сами ищут их в соцсетях. Специальная программа под названием «Инцидент-менеджер» по ключевым словам в ваших сообщениях и открытой переписке выискивает жалобы, сортирует их и рассылает в министерства или в муниципалитеты, в зависимости от масштаба проблемы.

«Стоит отметить, что на отработку инцидента отводится восемь часов. На сообщения, содержащие матерные слова, мы не реагируем и их не отрабатываем», — сказал оператор системы «Инцидент-менеджмент» Фарух Бешбаев.

То есть вам даже и не нужно выходить на специальный сайт для того, чтобы пожаловаться на проблему. Просто опишите ее в любой из социальных сетей, и с большой долей вероятности вам придет ответ от представителя власти. К слову, все это еще и опровергает слухи о возможности закрытия в России интернета. Наоборот, в данном случае власти призывают пользоваться Сетью.

«Мы стали наблюдать, что люди в социальных сетях стали доверять присутствию власти там. То, что мы начали отвечать от аккаунтов органов исполнительной власти. Как доказательство – жалобы, которые на первом этапе у нас были, жалобщики, которые нас критиковали, стали нашими народными корреспондентами», — рассказывает куратор проекта системы «Инцидент-менеджмент» Алексей Ушаков.

«Меня особенно порадовало, что люди, которые изначально и справедливо, видимо, с претензиями обращались к органам власти, теперь становятся участниками процесса решения проблем. Вот это чрезвычайно важно. Это изменение качества отношения людей к совместной работе с органами власти для достижения нужных всем результатов очень важно», — отметил Владимир Путин.

Причем вариаций на тему прямой связи с муниципальной властью множество. Вот, например, портал «Делаем вместе» в Ярославской области с интерактивной картой проблемных мест и отчетом чиновников о проделанной работе. Или программа «Народный бюджет» в Уфе, где жители обсуждают с представителями муниципалитета, на что конкретно и как тратить бюджетные деньги. О такой же программе говорит и новый министр экономического развития, который совсем недавно возглавлял Пермский край.

«У нас проекты обходились в 3-4 дешевле, чем в принципе те же вещи, которые мы делали по государственному заказу со всеми проектными документациями. Люди, когда решают сами свои проблемы, находят более эффективные, недорогие, те, которые большую приносят пользу, проекты», — сказал министр экономического развития РФ Максим Решетников.

То есть запущенная в качестве эксперимента программа «Народный бюджет» уже существенно экономит государственные средства.

«Можно сказать, долг муниципалитетов снижается. Но, как известно, денег много не бывает. Все равно есть дополнительные потребности, наш основной приоритет – реализация нацпроектов и послания, но надо беречь каждый рубль», — говорит министр финансов Антон Силуанов.

Программу «Народный бюджет» уже подхватили в 68 регионах. Где-то это интернет-опрос, где-то – встреча с общественниками.

«Для того чтобы такой подход использовался повсеместно, нужна единая правовая основа. "Единая Россия" вместе с правительством РФ разработали и готовы внести законопроект о поддержке народного бюджетирования, направленного на решение местных вопросов. Просили бы Вас этот законопроект поддержать», — обратился секретарь генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак.

«Считаю возможным и необходимым в ближайшие три года довести как минимум до 5% долю расходов муниципалитетов, определяемых с прямым учетом мнения граждан, а сейчас удельный вес таких бюджетных статей не превышает 1%», — сообщил Владимир Путин.

Все проекты по улучшению качества работы с обращениями граждан на муниципальном уровне заработали благодаря проведению Всероссийского конкурса под названием «Лучшая муниципальная практика». Понятно, что совершенству нет предела. Именно поэтому президент предложил ощутимо, как он выразился, поднять призовой фонд конкурса с 40 миллионов до одного миллиарда рублей.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей