Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
25 февраля 2020, 09:17

Центральному дому работников искусств исполняется 90 лет

За всю историю существования ЦДРИ ни на один день не прекращал работу, даже в годы войны здесь формировались концертные бригады, которые выезжали на фронт. Для многих общественных деятелей ЦДРИ — так его сокращенно называют, стал стартовой площадкой, ведь именно здесь получал первые актерские навыки сам Станиславский, здесь показывали премьеры, которые были недоступны другим жителям Союза, а еще здесь играли джаз, когда к нему было, мягко говоря, неоднозначное отношение.

Стены историей буквально дышат. Здесь и французский поэт Луи Арагон беседовал с москвичами, и Клавдия Шульженко впервые спела «Вальс молчания». Ради этой сцены в СССР приезжал бас Поль Робсон. Это только кажется, здесь время остановилось. Летоисчисление в этих стенах всегда было параллельным.

Идеалистическая картинка, в представлении Луначарского — наркома просвещения, превратилась в пороховую бочку. Идею создания Дома подкинули мхатовцы. Наркому бы сразу неладное почуять. Альтернативная площадка, что в каждую эпоху бурлила. Стены помнят самого Станиславского. В этом здании его первые театральные опыты.

«У него не было образования. Ни в Малый, ни в Большой он пойти не мог. Но здесь он получал образование», — рассказывает главный режиссер ЦДРИ Елена Смирнова.

По сути, это Дом первых советских продюсеров. Здесь давали молодым и талантливым пробовать себя — в общем, раскручивали достойных. И показывали то, что нигде нельзя было больше увидеть. Фильм «Покаяние». Это позже во время перестройки фильм возьмет гран-при на Каннском фестивале. А когда картину только смонтировали, и кассетные копии изымали. Речи о показе и быть не могло. Кроме одного зала.

«Люди сидели всюду даже на сцене, экран прямо перед глазами, ничего не видно, но присутствие — мы это называли висеть на люстре», — рассказывает Елена Смирнова.

Кажется, сами стены сотканы из человеческих историй и под их тяжестью готовы рухнуть. Декабрь 1941-го. Здесь проводят единственную новогоднюю детскую елку в Москве.

«После представления они все получили подарки — два маленьких мандаринчика. И приходя домой, делили на многие дольки, чтоб досталось всем. Истории в воспоминаниях, когда пишут: на 16 человек эти мандарины потом делили», — рассказывает Елена Смирнова.

И сцены и залы намоленные. Впервые свои работы показывали официально еще никому не нужные молодые Илья Глазунов и Александр Шилов. Эти стены вообще помнят первые шаги многих будущих корифеев.

В этом каминном зале снимали «Театральные встречи» — одну из самых популярных программ советского телевидения. Да, в общем, и не снимали даже, работали в прямом эфире. Задача была — показать живую беседу работников творческих профессий и не творческих. Здесь встречались актеры, композиторы, космонавты, спорстмены, передовики производства.

Увидеть программы можно было несколько раз в год, и собирали они многомиллионную аудиторию. Интерьеры узнаваемы и по еще одной популярной юмористической программе — «Кабачок 13 стульев».

Не так, как принято, это вообще про ЦДРИ. За гремящей аббревиатурой — глоток свежего воздуха сложной эпохи.

«Стояли люди на входе в ЦДРИ. Иногда даже конная милиция стояла, чтобы не разнесли все», — вспоминает Елена Смирнова.

Приглушенный свет, яркие нотки, звуки джаза. Здесь Юрий Саульский собирал оркестры — первые джаз-банды. Запрещенная музыка звучала свободно. Как такое возможно? Из разговора с директором Центра понимаешь — с таким директором возможно все. Она и сейчас любого партийного убедит.

«Джаз — какой джаз? Это легкая музыка. Это как бы для своих. Потом свои своих. Кто играет джаз, тот и Родину продаст. Джаз к нам пришел из-за границы, а у нас появлялся свой джаз, назывался не джазовый вечер, а вечер неджазовый. Ну, легкая музыка», — рассказывает сопредседатель правления ЦДРИ Энгелисса Погорелова.

И слой пыли — будто художественная декорации в доказательство, есть что вспомнить, есть что рассказать. Здесь и сегодня, как почти век назад, репетируют и экпериментируют молодые таланты. Двери Дома, в котором принято ломать стериотипы, по-прежнему открыты.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей