Москва приготовила ответ на провокацию Вашингтона с участием американского эсминца «Джон Маккейн»
Два российских дальних противолодочных самолета Ту-142 12 часов патрулировали пространство над нейтральными водами Северного Ледовитого океана и Северо-Восточной Атлантики. Об этом сообщили в пресс-службе Северного флота. Полеты, как и всегда, выполнялись в строгом соответствии с международным правом, нарушать которое не в правилах российских военных. Чего нельзя сказать о странах Запада.
Во вторник, 24 ноября, американский эсминец вошел в наши территориальные воды. МИД выразил Вашингтону решительный протест, назвав эти действия «откровенной провокацией». Российский военный корабль прогнал непрошеного гостя.
Как лодку назовешь, так она и поплывет. Несмотря на то, что имя «Джон Маккейн» американский эсминец получил в честь отца и деда недавно умершего сенатора-русофоба, незавидная участь корабля свидетельствует: с выбором имени надо все же быть осторожнее.
Так или иначе именно этот эсминец 24 ноября зачем-то сунулся в наши внутренние воды в Заливе Петра Великого и именно он был вынужден улепетывать из них после предупреждения о возможности тарана, прозвучавшего с подошедшего к нарушителю большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов».
«Ну что делать? Крепнуть и относиться к этому спокойно, как всегда и было. Это они наглели слишком, но давали, так сказать, по зубам, и правильно делали, и американцы знает это, они могут получить запросто, поэтому они какую-то определенную черту не переходят, не думайте, что они сломя голову. Все на грани фола», — отмечает капитан I ранга в отставке Сергей Быстров.
Применение оружия в таких случаях исключено, ибо может считаться объявлением войны. Но что такое русский таран, американцы хорошо знают еще с конца 80-х. Тогда крейсер ВМФ США «Йорктаун» в Черном море не отреагировал на предупреждения наших моряков. Небольшой сторожевой корабль «Беззаветный», невзирая на существенную разницу в размерах, пошел на таран.
«Йорктаун» же мощнее, он пошел вперед. А «Беззаветный» потерял ход от удара, начал скатываться вниз. И тогда ничего не оставалось делать, как дать самый полный вперед. Мы залезли на его левый борт и начали сносить все, что есть», — вспоминает командир сторожевого корабля «Беззаветный» в 1983-88 гг. Владимир Богдашин.
На этот раз искушать судьбу «Маккейн» не решился, тем более что она у него и так незавидная. Всего год назад он вышел в море после капитального ремонта. 21 августа 2017 года в Малаккском проливе эсминец столкнулся с торговым судном, в результате чего 10 моряков пропали без вести. После этого инцидента ушел в отставку командующий Тихоокеанским флотом США, а капитана эсминца обвинили в опасном управлении кораблем и непреднамеренном убийстве.
«Капитан был обвинен в халатности и раздолбайстве и уволен. Моряки погибли, эсминец долго ремонтировали, вышел он из ремонта на ходовые испытания только в конце 2019 года. Вот перышки расправил и пошел, к сожалению, к нашим берегам», — говорит военный эксперт, обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.
Сейчас американское командование рассказывает о том, что «Маккейн» никуда не бежал, а лишь «поставив под сомнение чрезмерные территориальные претензии России», удалился. Американцы действительно не признают эти воды нашими, однако залив Петра Великого относится к так называемым историческим заливам, чей статус определен международно-правовым обычаем. Такие заливы есть и в самих Соединенных Штатах.
«Что мешает нам зайти в залив Санта-Моника, например, или Чесапикский залив? Это тоже исторически внутренние воды Соединенных Штатов. Тоже можно продемонстрировать в конце концов, что нам мешает это сделать? Это действительно было нарушение, в первую очередь международно-правового обычая. Я бы не советовал трогать руками международно-правовые обычаи и не проверять его юридическую силу с помощью военных кораблей», — говорит заведующий кафедрой морского права Российского университета транспорта Василий Гуцуляк.
Эпизод со сбежавшим от «Адмирала Виноградова» «Маккейном» можно было бы отнести к разряду обычного американского хамства, если бы не одно «но». В то же самое время в Черное море вошел наш старый знакомец — эсминец «Дональд Кук». По словам представителя 6-го флота США, цель — поддержать стабильность в Черноморском регионе и сдерживать агрессивных игроков, стремящихся к дестабилизации.
«Это провокация с целью заставить наши радиоэлектронные средства контроля прилегающей к нашей территории акватории включиться в боевой режим. В первую очередь, вскрытие инфраструктуры береговой нашего флота, гидрологии, режим работы радиоэлектронных средств наших боевых кораблей», — комментирует ситуацию военный эксперт Константин Сивков.
Одновременно в Румынии состоялись внезапные учения — тестировалась схема неожиданного развертывания новых американских мобильных ракетных систем залпового огня «Хаймарс». На территорию Румынии из Германии военно-транспортным самолетом «Геркулес» были доставлены две установки, которые были оперативно развернуты. Успешно отстрелявшись в направлении Черного моря, они молниеносно вернулись на место своей постоянной дислокации в Германии.
Цель учений — отработка тактики нанесения стремительных огневых ударов, о чем отрапортовал даже журнал Forbes, обычно занятый проблемами экономикой и финансов: «Это явно был сигнал, адресованный Москве. Армия США в Европе восстановила свою огневую мощь большой дальности. И русские должны знать об этом. От румынского побережья до Крыма по Черному морю всего 400 километров. Реактивные системы залпового огня «Хаймарс», переброшенные в Румынию и столь же оперативно вывезенные оттуда, представляют серьезную и непредсказуемую угрозу для российских войск в регионе».
Вот так! Ну, про Крым они, пожалуй, погорячились — для систем залпового огня далековато. Однако, протяженность нашей общей границы со странами НАТО весьма велика. И активность американских военных вдоль этой линии с каждым днем нарастает. Происходит это в рамках общего стратегического плана, частью которого стали и разведывательно-тренировочные полеты вдоль российских границ.
Если в августе этого года авиация ВКС России 27 раз поднималась на их перехват над Балтийским, Баренцевым, Черным и Охотским морями, то в сентябре только за неделю уже фиксировали по 30-40 вылетов.
«Все это возвращается к временам «холодной войны», когда вдоль границы СССР тоже летала авиация американская. Но есть маленький нюанс. Тогда стратегические бомбардировщики, которые летали около наших границ, были снаряжены крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Сейчас пока до этого не дошло. У нас есть армия и флот, которые по многим факторам, по средствам вооружений, по военной технике опережают возможности и стран НАТО. У нас сделана ставка на так называемую оборонную достаточность, военная техника и вооружение, которые позволяют обнаруживать врага на дальних рубежах, сопровождать его, и если там он проявляет агрессивные действия, уничтожать его на дальних рубежах», — поясняет военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.
26 ноября. Белое море. Фрегат «Адмирал Горшков». Испытания гиперзвуковой ракеты морского базирования «Циркон». Ракета, выпущенная с фрегата в Белом море, поразила мишень в акватории Баренцева моря на расстоянии 450 километров от места запуска. Скорость — почти 10 тысяч километров в час.
Появление «Циркона» — это, по сути, завершение глубочайшей модернизации российской системы сдерживания. На суше есть комплекс наземного базирования «Авангард», в воздухе — гиперзвуковые ракеты «Кинжал», а также ракета с ядерным двигателем неограниченной дальности «Буревестник», лазерный комплекс «Пересвет» и неуловимый для противника морской комплекс «Посейдон».
«Циркон» же делает бессмысленной всю прежнюю стратегическую военную доктрину США, в соответствии с которой Пентагон еще недавно питал иллюзии о возможности защититься от ответного удара благодаря корабельным системам противоракетной обороны, разбросанным на просторах Мирового океана. Поступление ракет "Циркон" в соединения и части ВМФ России запланировано на 2021—2022 годы.