Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в БелгородеВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
30 мая 2021, 21:23

Евросоюз запретил авиакомпаниям Белоруссии летать над своей территорией

Закрытое небо. Евросоюз запретил белорусским авиакомпаниям летать над своей территорией. Решение принято после экстренной посадки в Минске ирландского лайнера, который летел из Афин в Вильнюс. Неделю назад он изменил маршрут после сигнала о бомбе на борту. Под угрозой были пассажиры и экипаж, маршрут пролегал недалеко от Белорусской АЭС. Но все это в Евросоюзе в расчет брать не стали, не стали дожидаться и результатов расследования ICAO. А запустили маховик санкций. В итоге крупнейший белорусский авиаперевозчик «Белавиа» вынужден отменять рейсы. Теперь его самолеты могут летать только на восток, то есть преимущественно в Россию.

Национальный аэропорт Минск. В общем-то ничем не примечательный. Но всю эту неделю в топе мировых новостей. После посадки самолета авиакомпании Ryanair вдруг оказался на политической шахматной доске, где нет простых ходов е2-е4. Все чаще вводят санкции, считая, что это ход конем. Вот и в этот раз европейские страны будто подсказывают друг другу: лошадью ходи!

В первых рядах этого сеанса одновременной игры, конечно, соседи. Стали запрещать летать своим авиакомпаниям над Белоруссией. А так же закрыли небо для «Белавиа». Польша, Литва, Латвия, Эстония. Запрет ввела и Украина. По-братски. В ответ Минск остановил поставки бензина на Украину, а за ним там 50% рынка. Как итог:  Европа для Белоруссии оказалась фактически закрытой. Самое массовое направление – Россия. Правда, пришлось отменить рейсы в Калининград из-за транзита через Литву. Сохраняется прямое авиасообщение с Грузией, Арменией, Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Израилем, Объединенными Арабскими Эмиратами. Возможны полеты в Турцию, опять же через Россию. Но, конечно, увеличится время в пути и расход топлива.

Жесткая риторика Запада началась сразу после сообщения о посадке в Минске самолета, летевшего из Афин в Вильнюс. Белорусские власти пояснили: 23 мая, когда лайнер входил в воздушное пространство Белоруссии, в минский аэропорт пришло электронное сообщение о якобы заложенном взрывном устройстве на борту.

– Сигнал о минировании самолета был получен тоже из-за рубежа, из Швейцарии. Причем сообщение поступило в Афины, Вильнюс и Минск одновременно. Это не только в наш аэропорт, одновременно в аэропорт вылета, в аэропорт назначения и к нам. Информация была оперативно доведена до экипажа самолета, – рассказал Александр Лукашенко, президент Белоруссии.

Диспетчер сообщил пилотам. В воздух был поднят МиГ-29. Эксперты в области гражданской авиации подчеркивают: задействовать истребители – обычная практика в подобных случаях. Так происходит, скажем, если воздушное судно пересекает границу не в той точке, которая была согласована ранее. Или есть информация о минировании или угрозе захвата.

– Пилоты боевой авиации, они смотрят, нет ли на самолете повреждений, не выполняет ли он какие-то маневры, которые не предусмотрены линейным полетом на эшелоне особенно с учетом того, что на пути следования самолета была белорусская атомная станция. Пилот запрашивал дополнительную информацию, ему давались рекомендации, была заявлена готовность его принять в аэропорту Минск-2. Он 16 минут консультировался со своими представителями, возможно, с диспетчерами других воздушных зон и в итоге самостоятельно без принуждения принял решение развернуться в сторону Минска, – говорит Роман Гусаров, авиаэксперт.

В Минске самолет, пассажиров, багаж досмотрели. Ничего не нашли. Борт отправился дальше в Вильнюс вместе с пассажирами. Но не всеми. При досмотре был задержан гражданин Белоруссии Роман Протасевич. Основатель телеграм-канала «Нехта», который базируется в Польше. В Белоруссии же признан запрещенной иностранной экстремистской организацией. К слову, пассажиры на него сразу обратили внимание еще в полете.

– Когда нам сообщили, что мы садимся в Минске, Роман резко встал и попытался забрать багаж, он передал компьютер и телефон девушке, которая летела с ним.

Романа Протасевича подозревают в организации массовых беспорядков. Ему грозит до 15 лет лишения свободы. На следующий день после задержания было обнародовано это видео: «Сейчас я нахожусь в СИЗО №1 города Минска. Могу заявить, что никаких проблем со здоровьем в том числе с сердцем или с какими-либо другими органами у меня нет. Отношение со стороны сотрудников максимально корректное и по закону. Также сейчас я продолжаю сотрудничать со следствием и даю признательные показания по факту организации беспорядков в городе Минске».

На этой неделе глава КГБ Белоруссии добавил красок в портрет Протасевича. Заявил, что тот в рядах националистического батальона «Азов» участвовал в боевых действиях в Донбассе. В телеграм-каналах появились вот эти фотографии. Утверждается, что на них Роман Протасевич как раз в форме того самого «Азова». Его близкие уверяют, Роман был в Донбассе в качестве репортера. Но журналист Анатолий Шарий нашел интервью с точно такой же фотографией, правда, на ней скрыто лицо. Вот что рассказывает человек с позывным Ким.

–  Что касается ощущений в плане первой стрельбы из оружия в боевой ситуации, то у меня была в голове только одна мысль: либо ты, либо тебя. Впрочем, я ни о чем не жалею. Слушайте, я вот сейчас читаю это журналистские какие-то воспоминание. Это интервью журналиста? Нет это интервью с чуваком, который приехал из Белоруссии пострелять, где он четко рассказывает, как он стрелял в людей, – читает Анатолий Шарий, журналист, блогер.

Вместе с Протасевичем в минском аэропорту была задержана его девушка София Сапега. Она призналась, что публиковала данные белорусских силовиков во время протестов: фотографии, в том числе семейные, вместе с детьми: «Проживаю на территории Литвы в городе Вильнюс. Являюсь редактором телеграм-канала "Черная книга Белоруссии", которая публикует личную информацию о сотрудниках внутренних дел».

Ее родители уверяют, что дочь никогда не интересовалась политикой. И призывы к насилию к ней не имеют отношения. Но белорусские спецслужбы настаивают: есть доказательства.

У Софьи российское гражданство и вид на жительство в Белоруссии. С ней встретились сотрудники нашего посольства, а так же адвокат. Как сообщил Дмитрий Песков: Владимир Путин накануне поручил МИД России внимательным образом отслеживать дело россиянки, задержанной в Минске.

В Евросоюзе вынужденную посадку самолета назвали «нападением на демократию». Вслед за закрытием неба там обсуждают новые санкции: в том числе блокаду трубопровода: запрет транзита российского газа через Белоруссию. Британцы остались верны себе, точнее своему хайли-лайкли, заявив о возможной причастности к инциденту России. Без Москвы никуда. Литва возбудила дело о захвате самолета.

Находящаяся в Вильнюсе экс-кандидат в президенты Белоруссии Тихановская просит наказать Минск посильнее. Читает по бумажке. С выражением не получается: «Мы уже сообщили в офис Райнэйр и международную организацию гражданской авиации и потребовали начать расследование по факту произошедшего,принять меры вплоть до приостановления членства Белоруссии в международной организации гражданской авиации. Время заявлений прошло. Очевидно, что белорусам сейчас нужны решительные действия и помощь международного сообщества».

Некоторым представителям европейского сообщества даже собственной репутации не жалко. Глава МИД Латвии и мэр Риги, где сейчас проходит Чемпионат мира по хоккею, собственноручно потрудились, сняли государственный флаг Белоруссии в центре города. И заменили его на оппозиционный красно-белый.

На встреча с Владимиром Путиным в Сочи президент Белоруссии возмутился тем, что из-за введенных европейцами запретов страдает авиакомпания «Белавиа», которая, по его словам, во время пандемии вывозила в том числе и европейцев из стран с неблагополучной эпидобстановкой. По данным европейской организации по безопасности воздушной навигации, до истории с Ryanair «Белавия» в среднем летала в страны ЕС 60 раз в день. Бойкот, по сути, поставил на грань банкротства авиакомпанию, где работают более полутора тысяч сотрудников. За ними семьи. Перевозчик уже заявил, что вынужден сокращать сотрудников. Удар по жителям Белоруссии: европейские политики, как могут, пытаются вывести людей на улицу.

– Вот этот случай с самолетом, к которому «Белавиа», Владимир Владимирович, не имеет никакого отношения. Упрекают военных, что мы там его посадили. «Белавиа» причем? Замочили на всю катушку. За что наказали трудовой коллектив «Белавиа», за то, что они в COVID их вывозили тысячами. Вот их лицо. Я отрекаюсь от того, что там было. Я покажу вам некоторые документы, вы поймете, что там происходит и происходило. Идет попытка раскачать ситуацию до уровня прошлого года, – рассказал Александр Лукашенко, президент Белоруссии.

– Самолет президента Боливии в свое время посадили. Президента! Вывели из самолета, и ничего, тишина.

– Совершенно верно. А с Россией в Турции? Помните, в Сирию летел самолет, якобы оружие. Посадили, досмотрели. Никто не кричал. Ну, досмотрели и досмотрели. Ваше суверенное право. Просто понятно, что от нас хотят эти друзья наши западные. Что тут обсуждать. Но нет тех высот, которые большевики не брали. Возьмем и мы.

Упомянутый Владимиром Путиным инцидент с президентом Боливии произошел 2 июля 2013. Тогда самолет Моралеса был вынужден совершить посадку в Вене. Италия, Испания и Франция срочно отозвали разрешения на использование воздушного пространства. Все это из-за подозрений, что на борту мог находиться Эдвард Сноуден. Борт, несмотря на президентский иммунитет, тогда досмотрели. Турция в 2012 году приказала приземлиться борту, следовавшему по маршруту Москва​-Дамаск. А в 2016 году Украина заставила вернуться в Киев самолет как раз авиакомпании «Белавиа» для ареста якобы агента Москвы, летевшего на нем. Никакого резонанса это не вызвало. Что касается минской истории, авиационный бойкот, принятый поспешно и в суете, к небу отношения не имеет. Политика, никакой авиации.

– Как показывает практика, если речь не идет о каких-то мотивированных только с точки зрения политики решениях, то все ограничивается извинениями и в каких-то случаях денежными компенсациями. Можно напомнить, что совсем недавно в Иране зенитной ракетой был сбит гражданский самолет. Однако, таких весомых последствий как бойкот авиасообщения с Ираном, запрет на выполнение полетов в воздушном пространстве Ирана именно в связи с этим событием не последовало. Были кратковременные ограничения на полеты, но потом ситуация в целом нормализовалась, – комментирует Олег Пантелеев, исполняющий директор агентства «АвиаПорт».

Совет Международной организации гражданской авиации ICAO принял решение расследовать посадку самолета «Райнэйр» в Минске. На это уйдет не мало времени, месяц. Итоги появятся не раньше 25 июня.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей