1 августа 2021, 22:10

Новый модуль появился в составе Международной космической станции

Событие космического масштаба. Новый модуль появился в составе МКС. Уже говорили, что, несмотря на название «Наука», это сооружение — слово уместно, если вспомнить о габаритах, — не только для научных экспериментов. Говорили и что ждали «Науку» долго.

Нынешний год для нашей космонавтики юбилейный — 12 апреля исполнилось 60 лет, как Юрий Гагарин первым из жителей планеты Земля покинул ее пределы и вернулся, открыв саму эру пилотируемой космонавтики. Продолжение, как говорится, последовало в эти самые дни.

Это были последние метры пути, который можно измерять километрами, а можно годами. Под лучами солнца, особенно яркого на фоне окружающей тьмы, российский космический модуль приближался к международной станции.

В одном этом слове — «касание» — результат титанического труда и финал истории, длившейся 26 лет. Модуль «Наука» начали строить еще в 1995-м как дублер основного звена МКС – модуля «Заря». Потом из него решено было сделать космическую лабораторию. Но запуск на орбиту год за годом откладывался, и, рожденный летать, он мог навсегда остаться на земле. И вот теперь наконец дождался своего в прямом смысле звездного часа.

«Это на самом деле значительный шаг, который открывает перспективы для российской пилотируемой космонавтики. Потому что были те, кто говорили, что надо его списать, что проблемы, которые были за эти годы с так называемыми сильфонами, с топливными баками, не лечатся, не решаемы. Но проявили и высокую компетентность, и, самое главное, волевые качества», — отметил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

От того старого блока, что создавался еще в 90-е, в отправившемся в космос модуле «Наука» остался разве что корпус и двигательные установки. Почти всю начинку пришлось заменить. Новая электроника, системы регенерации воды и кислорода. Но главное – научная аппаратура. В полном соответствии с названием, модуль «Наука» предназначен для проведения экспериментов на орбите.

«На этом модуле предусмотрено более 30 рабочих мест для размещения научной аппаратуры. Частично это места внутри модуля, частично снаружи. Часть научного оборудования уже загружена в этот модуль, часть будет подвозиться туда на кораблях "Прогресс". Поэтому он расширит наши возможности проведения научных экспериментов на Международной космической станции», — рассказал академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Игорь Маринин.

И результата этих опытов уже ждут ученые на земле. В этой печи космонавты попытаются получить идеальные кристаллы для полупроводников. А еще им предстоит выращивание салата в орбитальной оранжерее и выведение перепелок в условиях невесомости. Похожий эксперимент начинали еще на станции «Мир». Такая космическая ферма нужна, чтобы воплотить в жизнь мечту о дальних межпланетных полетах. Кроме того, новый модуль – это и дополнительная жилплощадь для российского сегмента МКС.

«Это достаточно большой модуль — около 70 кубометров. Там предусмотрена кабина такая, каюта, для третьего члена экипажа. Мы надеемся, что у нас наконец после серии туристических полетов туда начнут летать полные экипажи из трех человек», — сказал академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Игорь Маринин.

Путь модуля на орбиту, как и его история, был тоже отчасти тернистым. После старта небольшие проблемы с телеметрией. После стыковки — незапланированное включение двигателей, из-за чего станция даже слегка повернулась вокруг своей оси. Причиной оказался программный сбой, давший аварийную команду на запуск, хотя экипажу МКС, как заверили конструкторы, в любом случае ничего не угрожало.

«Если с модулем случаются какие-то нештатные ситуации, для того чтобы исключить риски повреждения международной станции, он отводится на минимальной скорости на некоторое расстояние. Двигатели включились именно для этого — чтобы отвести на безопасное расстояние. И той тяги, которая, собственно говоря, была реализована, недостаточно, чтобы совершать какие-то серьезные маневры, которые могли бы представлять угрозу», — подчеркнул генеральный конструктор КБ «Салют» Сергей Кузнецов.

Когда все выяснилось, настало время открывать люки. И вот долгожданный момент — космонавты Олег Новицкий и Петр Дубров впервые входят на борт модуля «Наука». Теперь они займутся интеграцией модуля в состав МКС. Нужно протянуть кабели, установить оборудование. Понадобятся даже выходы в открытый космос. Хотя открытию люков тоже предшествовала подготовительная работа – нужно было взять пробы воздуха. Это необходимая процедура, даже если на станцию прибывает обычный грузовой корабль.

«Экипаж открывает люк и берет пробы атмосферы из модуля, чтобы убедиться, что там нет опасных для станции газов. Если все хорошо, то дальше уже начинают работы по разгрузке модуля», — пояснил член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов.

Чтобы состыковать новый модуль со станцией, на МКС пришлось освободить место. Небольшой модуль «Пирс», прослуживший на орбите почти 20 лет, вместе с кораблем «Прогресс» отсоединили от станции и затопили в Тихом океане. Зато следующий российский блок можно будет состыковать напрямую с «Наукой». Это будет модуль под названием «Причал». Отправить в космос его планируют уже в ноябре.