Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
10 октября 2021, 21:33

Россия готова поставлять дополнительные объемы газа в Европу

Лихорадка на мировом газовом рынке. На неделе цены взлетали почти до двух тысяч долларов за тысячу кубометров, потом падали. Также резко в два раза. Успокоить биржи помогли заявления Владимира Путина о том, что Россия готова поставлять дополнительные объемы топлива. За всем происходящим внимательно следят миллионы европейцев, ведь цифры из биржевых сводок отражаются на суммах в квитанциях на оплату коммунальных услуг.

Еврочиновников в который раз подводит вера в собственную исключительность. Год назад они ведь точно так же ошиблись: были уверены, производители вакцин будут биться за рынок ЕС. В итоге сидели и ждали, пока все остальные заключали контракты. Тогда возник вакцинный кризис. Теперь, вот, газовый.

Владимир Путин: «Мы говорили еще с Еврокомиссией прошлого состава, и вся ее деятельность была направлена на сворачивание так называемых долгосрочных контрактов, была направлена на переход к биржевой торговле газом, и оказалось, это сегодня стало абсолютно очевидным, оказалось, что эта политика является ошибочной. Ошибочной, так как не учитывает специфики газового рынка из-за большого числа факторов неопределенности, и у потребителей, в том числе, например, у производителей удобрений, пропадают вообще ценовые ориентиры. Все это приводит к сбоям, и как я уже сказал, к дисбалансу».

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности: «Европа могла бы получать сейчас газ по 300, 350 долларов, а не по 900 или даже больше тысячи. То есть они сами навязывали эту модель рынка, просто они предполагали, что всегда будет конкуренция за потребителя, что будут в очереди стоять поставщики и бороться за европейский газовый рынок, а сейчас все наоборот. Никто в очереди не стоит, и покупатели борются за поставляемый газ».

Танкеры с американским сжиженным газом уплыли в Азию. Поставки из Нидерландов и Норвегии снизились. Ставка на зеленую энергетику не сработала. В итоге спекулянты задрали цены на биржах до облаков. На этой неделе котировки взлетали аж до 2000 долларов за тысячу кубометров газа, Москва предупреждала Брюссель, глобальный энергетический рынок не терпит суеты и шараханий.

Владимир Путин: «В целом, биржевая торговля, мы всегда их убеждали в том, газом, она не очень эффективна, потому что несет в себе много рисков. Потому что это же не часы-трусы и галстуки, и не машины, и это даже не нефть, которую можно произвести и хранить где угодно, в том числе, и в танкерах, в ожидании определенной ситуации на рынке. Газ так не торгуется, его нельзя так хранить. Даже сжиженный природный газ, это все-таки, его надо произвести, осуществить сжижение, в танкеры погрузить, и развезти, а потом опять регазифицировать, это сложный процесс, очень дорогостоящий. Вот. Я помню эти дискуссии в Еврокомиссии, сам был в Брюсселе, не помню, вы, наверное, тоже со мной были, и разговаривать с этими, так называемыми экспертами, было весьма сложно, потому что они делают это с известной долей снобизма, их мнение является исключительно верным, ничего другого они слышать никогда не хотели, но надеюсь, что сейчас как-то корректировки будут происходить».

И хотя критика сейчас раздается и из столиц стран ЕС.

Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии: «Евросоюз должен изменить свою политику, поскольку, по меньшей мере, частично причина роста цен – это ошибки Еврокомиссии».

Сама Еврокомиссия реагирует на замечания привычно. Она их игнорирует.

Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейской комиссии: «Цены на газ стремительно растут. Но цены на возобновляемые источники энергии снизились за последние годы и остаются стабильными. Поэтому для нас совершенно очевидно, что с точки зрения энергетики в долгосрочной перспективе важно инвестировать в возобновляемые источники энергии, что дает нам стабильные цены и большую независимость, поскольку 90% газа импортируется в Европейский союз».

И вот как, не называя имен, чтобы никого не обидеть, подобные заявления комментируют в США.

Брайан Салливан, экономический журналист: «Когда у тебя люди беспокоятся о своих счетах за тепло в домах, о том, смогут ли они их оплатить, ты такой выходишь и говоришь: возобновляемые источники остаются стабильными, а я хотел бы быть уверенным, что отопление будет работать в следующем месяце».

Как тут не вспомнить знаменитое «чем вы будете топить», вопрос, который Владимир Путин задавал немцам еще в далеком 2010: «Я не знаю, почему-то немецкой общественности не нравится атомная энергетика, но я не хочу давать никаких комментариев. Я вообще не понимаю, чем вы будете топить? Газа не хотите, атомную энергетику не развиваете. А что вы будете, дровами топить? За дровами тоже в Сибирь надо ехать, понимаете? У вас же и дров тоже нет».

И вот готовый мем от нового поколения немецких политиков из партии «Зеленые.»

Анналена Бербок, сопредседатель партии «Зеленые»/Германия: «Хороший вопрос. Откуда брать электричество? Конечно же, как и раньше, из розетки».

Александр Рар, политолог: «Немецкие политики все говорили, что мы не завтра, а сегодня должны отказаться от грязных технологий, от грязных энергоисточников, от газа, от нефти, от угля. Просто переходим на электропроизводство от солнца и ветра. Не получилось».

В пятницу деловое издание Handelsblatt сообщило: первый крупный поставщик электроэнергии в ФРГ, компания Immergrün, также известная как Meisterstrom, неожиданно уведомила сотни своих клиентов в Бремене и Гессене о прекращении предоставления услуг. На то, чтобы найти нового поставщика электроэнергии, у счастливчиков менее 11 дней. И кто же виноват?

Норберт Реттген, глава комитета по иностранным делам Бундестага: «Мы на своем опыте узнаем этой зимой, что Владимир Путин с помощью газа будет пытаться влиять на внешнюю политику Германии».

Есть все же в современном меняющемся мире островок стабильности. Кошка бросила котят – это Путин виноват. Некоторых европейских политиков понять, впрочем, крайне сложно: то Россия слишком много поставляет газа в Европу, и это плохо, то Россия, якобы, слишком мало поставляет газа. И это тоже плохо. Вот, например, польский премьер Моравецкий в качестве причины нынешней ситуации на рынках назвал «закручивание вентиля Газпромом». Тут уж удивилась Ангела Меркель: «Вопрос в том, есть ли такие контракты, которые Россия не выполняет? По имеющейся у меня информации это не тот случай. Нет контрактов, по которым бы Россия сказала: мы не будем осуществлять вам поставку, вне зависимости через украинский газопровод или какой-либо еще».

По так называемому украинскому маршруту согласно контракту в год Газпром обязан прокачать 40 миллиардов кубометров газа, по словам президента, в этом году поставки были даже увеличены почти на 10%.

Владимир Путин: «Газпром считает, что ему экономически целесообразнее, выгоднее было бы даже заплатить Украине штраф, но увеличить объем прокачки по новым системам. Давление больше в трубе. Меньше выбросы в атмосферу СО-2, дешевле все получается, под три миллиарда долларов по году. Но я прошу этого не делать. Нужно полностью соблюдать контрактные обязательства по транзиту прокачки нашего газа через территорию Украины, через ГТС Украины. Во-первых, не надо никого ставить в трудное положение, включая Украину, несмотря на все, все моменты, связанные с российско-украинскими отношениями на сегодняшний день. А, во-вторых, не нужно подрывать доверие к Газпрому как к надежному, к абсолютно надежному партнеру во всех отношениях».

Вячеслав Кулагин, директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН: «Мы видели как раз, просто сейчас пришла статистика по сентябрю, что Газпром работает на рекордных объемах добычи за последние тринадцать лет. Но нужно понимать, что есть потребности и внутреннего рынка, это наполнение газовых хранилищ, это обеспечение внутренних потребителей, у нас раньше дали отопление из-за COVID, чтобы все было нормально, стабильно. У нас на внутреннем рынке растет спрос на газ, в том числе из-за того, что отдельные объемы угля у нас ушли на европейский, азиатские рынки».

Понятно, что в ущерб внутренним потребителям дополнительные объемы газа в Европу Россия поставлять не будет. И тем не менее, на этой неделе из Москвы прозвучали слова, изменившие ситуацию на биржах.

Александр Новак, заместитель председателя правительства РФ: «На мой взгляд, вот, два фактора, которые могли бы, Владимир Владимирович, текущую ситуацию несколько охладить, ну в первую очередь, это скорейшее завершение, безусловно, сертификации и получение разрешения на прокачку газа по достроенному "Северному потоку-2". Это дало бы позитивный сигнал. И второе, если было бы возможным или целесообразным поставить дополнительные объемы биржевой торговли газа на электронной торговой бирже в Санкт-Петербурге, хотя бы небольшие объемы, которые могли бы действительно сбить спекулятивный эффект».

Владимир Путин: «Это можно сделать. Но, конечно, можно и нужно это делать не на споте в Европе, а как вы и сказали, на бирже в Санкт-Петербурге. Вообще-то вот это предложение перейти на биржевую торговлю газом, оно, как я уже и сказал во вступительном слове, оно было сделано и потом продвигалось, и было продвинуто экспертами Еврокомиссии прошлого созыва, в основном, британскими экспертами. Где теперь эти британские эксперты, так? И где теперь их предложение, понятно, а потребители в континентальной Европе безусловно страдают от реализации этих предложений. Но, вообще-то, биржевая торговля, надо еще раз это обсудить, давайте сделаем это, обсудим, если это собьет ажиотажный спрос, то можно это сделать, только не в ущерб себе, конечно».

После слов Путина о возможности поставки дополнительных объемов газа в Европу, цены на биржах упали сразу на 600 долларов. И вот, еще одна идея Еврокомиссии, взимать с зарубежных поставщиков так называемый углеродный налог на ввоз, например, цемента, железа, стали, алюминия и удобрений.

По оценкам экспертов, для российских экспортеров, речь может идти более, чем о миллиарде евро ежегодно. Москва сомневается в справедливости подобных требований.

Борис Ковальчук, генеральный директор, председатель правления компании «Интер РАО»: «Зарубежные рынки практически в десять раз имеют более высокое ценообразование, чем рынок Российской Федерации. Германия, одна из стран, которые инициирует борьбу с СО-2. А выработка на угле в Германии по итогам этого года составляет 27% от энергобаланса. А в России это тринадцать. Ну странно бороться за углеродную нейтральность, при этом иметь такую цену».

Владимир Путин: «Да, вы задали правильный вопрос. Как можно бороться за углеродную нейтральность, если энергобаланс в Европе, в данном случае федеративной республики в части угольной генерации в два раза больше, чем в России. Можно. Оказывается, можно. Они это делают и стараются делать. Я имею в виду европейцев в целом, за чужой счет в данном случае пытаются делать, это за наш счет, за счет Российской Федерации, но надеюсь, что соответствующий диалог мы выстроим, имея в виду интересы всех сторон на мировом энергетическом рынке».

Многие, вероятно, забыли эти кадры. Лишь три года назад в 70 километрах от Кельна был снесен собор XIX века. Разрушили его ради добычи бурого угля.

Германия так отказывается от экологически вредного ископаемого топлива, что немецкий концерн RWE в этом году почти на 50 процентов увеличил производство электроэнергии на тепловых электростанциях, работающих на буром угле. В общем, привет всем экологам, мешавшим строительству «Северного потока-2».

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей