Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
18 октября 2021, 21:28

Пушкинский музей открывает выставку итальянских футуристов


Сломать все классические приемы в живописи, добавив темперамента и движения. В Пушкинском музее открывается уникальная выставка итальянских футуристов. 26 работ начала прошлого века, которые на родине называют национальным достоянием, свое большое европейское турне завершают в Москве. 

Это похоже на вихрь цвета, линий и невероятных форм. Но для итальянских футуристов так выглядела жизнь. Каждая картина словно ребус. Вот здесь церковь с черепичной крышей, это улицы Флоренции. Вот Миланский туманный переулок, а это гонка на велосипеде.

«Это велосипедист. Смотрите, голова, его тело, вот на спине номер, а вот колеса велосипеда. Мы не видим велосипедиста в какой-то конкретной, одной фазе движения, а процесс этого движения, динамику», — поясняет куратор выставки «Свободное искусство» Елена Степкина.

Начало XX века, движение в будущее, индустриализация, мир меняется, а значит, и искусство должно. Газетные заголовки вместо красок, не портрет матери, а портрет самой материи вокруг. Стремительные линии, динамика жизни против спокойного глубокого любования застывшим моментом. 

Флорентийский футуризм, миланский футуризм — настоящая битва художников. Дело доходило до рукоприкладства. Арденго Соффичи со своими авангардными натюрмортами однажды упрекнул миланских коллег-футуристов — куда вы торопитесь, это не искусство.

«В ответ Умберто Бочени и другие миланские художники снаряжают карательную операцию, приезжают во Флоренцию, приходят в кафе, где, по слухам, находится Арденго Софичи. Все это перерастает в потасовку, в драку, что было действительно очень частым способом решения проблем между футуристами», — рассказывает куратор выставки «Свободное искусство» Елена Степкина.

Эти яркие картины — отражение энергии, что кипела в итальянских художниках. И в Пушкинском музее представлены лучшие имена этого удивительного времени. Даже знаменитый Модильяни порой использовал штрих, так любимый футуристами, одна из его работ тоже в этом собрании.

«Это коллекция шедевров, абсолютных шедевров. То, что называют в музеях эталонными вещами, по которым можно судить о творчестве итальянских футуристов в полной мере», — говорит директор ГМИИ им А.С. Пушкина Марина Лошак

Эти картины всю жизнь собирал итальянский коллекционер Джанни Маттиоли. На выставку в Москве их представил уже его внук. Он говорит: искусство захватило дедушку, когда тот увидел открытку с картиной русского художника.

«Это был Василий Кандинский. Дедушка увидел эту открытку, и она его просто поразила. Денег у него не было, он был очень беден. И тогда решил уговорить продавца подарить ему картинку. Получилось, так и началась коллекция», — рассказал Джакомо Росси.

Тогда Маттиоли собирал картины своих современников и был так удачлив, что, по сути, сохранил целую эпоху живописи. И теперь она в Москве, одна из самых значительных коллекций итальянского искусства XX века. 



Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей