Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьЕврейская АОЗабайкальский крайИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Новости
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогодаНовости проектов Первого
20 декабря 2021, 18:40

В Пушкинском музее завершили реставрацию картину Ван Гога «Красные виноградники в Арле»

Виноградник красный как красное вино. Фиолетовая после дождя земля, кое-где над ней желтые отблески заката. Это слова самого Винсента Ван Гога, который был очарован пейзажами на юге Франции и создал знаменитую картину «Красные виноградники в Арле. Монмажур».

Сегодня из Пушкинского музея, где шедевр хранится больше 70 лет, пришли новости: реставрация полотна завершена. Таким образом жизнь картине продлили на век, а то и больше.

Но главное — ученые обнаружили нечто такое, о чем даже не подозревали. Какое суперсовременное оборудование использовали и при чем тут смена пола — далее в репортаже.

«Красные виноградники в Арле». С середины прошлого века картина не покидала стены Пушкинского музея, и это было своего рода заточение шедевра, выставить который мечтали все музеи мира. Заточение было вынужденным — хрупкое состояние полотна просто не позволяло его перевозить.

Кадры из реставрационной мастерской — впервые картину исследовали с использованием современных технологий. Каждый штрих автора рассмотрели в тысячекратном увеличении. Каждый слой краски просветили рентгеном. И разобрали на молекулы. Волокна холста изучали на кафедре высших растений биологического факультета МГУ.

Уже в самом начале масштабного исследования эксперты увидели: спустя десятилетия в плачевное состояние картина пришла из-за нетерпения Ван Гога. Холст был загрунтован наспех, некачественно, а, кроме того, эксперты подтвердили: полотно не успело до конца просохнуть перед тем, как Ван Гон отправил ее из Арле в Париж, брату Тео.

«И уже Тео или его помощники, натягивая эту картину на новый подрамник, по сути дела разорвали красочный слой написанной картины. Кроме того, выяснилось при рентгенографировании картины, что новый подрамник, на который натягивали эту картину, оказался чуть больше первоначального подрамника. И сейчас вы не видите, но нижняя часть картины, на сантиметр там нету, просто отсутствует красочный слой», — поясняет заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. А.С. Пушкина, художник-реставратор Виктор Бородин.

Исследование, которое длилось несколько месяцев, помогло экспертам прочитать каждую страницу в жизни «Виноградников». Они подтвердили: Ван Гог постоянно совершенствовал полотно, дописывая его уже по памяти, в сезон дождей, когда виноград в Арле уже собрали.

При исследовании с помощью рентгена эксперты увидели, как автор менял замысел сюжета: один из мужских силуэтов на картине изначально был женским. И как добивался почти электрического сияния: на его оттенках желтого насчитали пять — шесть слоев.

«Он использовал краски, смешав и те пигменты, что называется, из художественной лавки, из художественного магазина, которые использовал сам, и краски, которые научил его смешивать, растирая подобно древним художникам, Поль Гоген, его друг. Именно поэтому вот этот творческий опыт в момент создания картины «Красные виноградники» обогащал обоих художников», — рассказывает старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель картины Алексей Петухов.

«Реставраторы нашего музея сумели невероятно профессиональным образом осуществить ту работу, которая связана с закреплением тех хрупких моментов холста, которые были тревожны, то есть мы видим сейчас произведение, краски которого и цвет которого максимально аутентичны, максимально близко подчеркивают нам момент создания», — говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Результатами своего масштабного исследования Пушкинский музей поделится с зарубежными коллегами и вместе с ними попытается ответить еще на ряд вопросов. Например, на «Виноградниках» нашли отпечатавшиеся фрагменты других картин, но каких именно, пока неизвестно.

Сейчас же реставраторы констатировали: процесс разрушения полотна остановлен. Его смогут выставлять в любой точке мира. Ну а в Москве «Красные виноградники в Арле» широкая публика сможет увидеть летом на выставке коллекции братьев Морозовых.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей