Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаОбществоВ миреКриминалТехнологииЗдоровьеКультураСпортОднакоПогода
29 сентября 2023, 18:38

Юбилейный сезон в Театре Сатиры открывает знаменитая пьеса Булгакова «Иван Васильевич»

Триумфальная площадь, дом 2. Каждый театрал знает: это территория тонкой иронии и блестящей драматургии. Театр Сатиры начинает свой юбилейный — сотый сезон. Он был основал в далеком 1924 году и открылся в небольшом подвале. У истоков стояли энтузиасты — сатирики, в том числе из знаменитого журнала «Крокодил».

Сегодня, как и сто лет назад, здесь ценят хороший юмор и знают, чем удивить зрителя. И вот подарок к столетию — «Иван Васильевич», пьеса, которая была написана 90 лет назад специально для театра, но никогда не появлялась на сцене. Сравнения с шедевром Гайдая напрашиваются сами собой, так что посмотреть постановку точно стоит, чтобы составить свое впечатление.

Алексей Зотов подтвердит. Смотрите его репортаж:

Народный артист Юрий Васильев за минуту до спектакля меняет профессию — становится похож на управдома Буншу. Худрук Театра Сатиры, он же режиссер, он же по совместительству товарищ Шпак — Сергей Газаров — тоже на нервах.

Почти 90 лет назад прямо на генпрогоне, здесь же, в Театре Сатиры, цензура запретила эту пьесу Булгакова. И вот справедливость восстановлена. Зрители словно вовлечены в игру. Ведь мы знаем продолжение буквально каждой булгаковской фразы. Но ни одна из них здесь не звучит так, как в знаменитой экранизации Леонида Гайдая.

Ю. Васильев: «Самое главное — я хотел создать своего. Я больше шел от Черкасова. Я пересмотрел несколько раз «Ивана Грозного» Черкасова, потому что у него все позы для театра очень выгодны».

Если Гайдай перенес действие пьесы в свои 70-е, то Газаров оставил все как у Булгакова — 30-е, коммунальная квартира, Зинаида Михайловна — актриса немого кино, и каждый жест — широкий.

А. Мареева: «Колоссальная работа! Столько пересмотрено фильмов немого кино. Картин, древнегреческие позы. Мы столько работали над позами артисток того времени. Эта женщина — актриса, которая играет всегда».

Режиссер Якин получился вылитый Сергей Эйзенштейн.

Ф. Лавров: «Там много кто был, но, скажем так, Эйзенштейн — самая яркая личность в это время. Его образ, если вы посмотрите на его портрет, очень такой колоритный».

Дальше всех от привычного образа режиссер увел актрису Лиану Ермакову. Ее Ульяна Андреевна — дама интересная во всех отношениях.

Л. Ермакова: «Большой вызов, потому что это большое кино. Понятно, что все будут сравнивать. Ко мне все подходили и ждали, когда же я сниму парик и скажу: «И тебя вылечат, и меня вылечат!» Этого нет у Булгакова. У Булгакова — потрясающий юмор. Потрясающая на самом деле пьеса».

Вор-рецидивист Жорж Милославский устраивает отдельное цирковое представление. В зале даже включают свет, перенося зрителей в его сладкие мечты.

А. Минин: «Он артист. Он вор и артист. Когда он говорит, что я артист, он совершенно не врет».

Конечно же, режиссера терзали смутные сомнения — смогут ли зрители выключить кино в голове и попасть в иное измерение. Пока не удалось создать такую атмосферу, что сам Булгаков бы одобрил.

С. Газаров: «Сомнения были всегда, но я должен сказать, что мы от раза к разу двигались и овладевали этой формой. Здесь такая смесь хулиганства, цирка, всего остального. Потрясающая комедийная история. Замечательные характеры. Есть идеи, мысли. Мой главный герой — эта машина! Мы же сегодня очень увлечены искусственным интеллектом, какие-то роботы появляются. Все наращивается и это безудержно, это будет, и это нормально. Да, но готовы ли мы вот здесь это воспринимать правильно?»

Булгаков вновь заставляет нас смеяться над собой. А музыка Алексея Айги, как и вся эта фантасмагория, вселяют надежду, что все проходит. И это пройдет.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей