Первый канал проведет 31 декабря прямую трансляцию «Щелкунчика» из Большого театра
Первый канал покажет 31 декабря в 12:00 прямую трансляцию балета Юрия Григоровича «Щелкунчик». Главные партии исполнят Елизавета Кокорева и Артем Овчаренко. Народный артист России, глава Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев впервые будет дирижировать балетом.
«Щелкунчик» Григоровича идет с 1966 года, и в нем нет грандиозных технических эффектов или голографических экранов, он похож на старую любимую книжку с картинками с магическим эффектом, которую особенно приятно открыть именно в канун Нового года. «Щелкунчик» – символ Нового года, увидеть его живьем всегда непросто, поэтому Первый канал дарит зрителям такую возможность.
В 2024 году балету «Щелкунчик» исполнилось 132 года – его премьера прошла 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. Сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» стала известной в России именно благодаря композитору Петру Чайковскому и постановщику Льву Иванову. В Москве «Щелкунчика» впервые показали 21 мая 1919 года в Большом – в редакции балетмейстера Александра Горского. Но мировой сенсацией спектакль стал благодаря Юрию Григоровичу, который в 1966 году придумал сквозную драматургию, где Маша и Щелкунчик путешествуют по елке, с кульминацией – венчанием героев. Именно в постановке Григоровича этот спектакль идет почти 60 лет, оставаясь эталонным по мировым меркам балета и неизменно популярным у зрителей.
Акцент на зимнем новогоднем показе спектакля появился в конце 90-х годов, когда Большой театр возглавлял Владимир Васильев, который ко всему прочему был первым исполнителем роли Щелкунчика в постановке Григоровича. Позднее зимний показ стал традицией.
В «Щелкунчике» Григоровича танцевали самые знаменитые балетные артисты России: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и многие другие. В грядущем показе выбор пал на Елизавету Кокореву и Артема Овчаренко, для которого выступление будет вдвойне праздничным, поскольку в последний день уходящего года он также отмечает день рождения.
Овчаренко – Заслуженный артист РФ, лауреат премии «Золотая маска». После окончания Московской госакадемии хореографии был принят в труппу Большого театра, в 2013 возведен в ранг премьера. Кокорева также после окончания Московской госакадемии хореографии была принята в балетную труппу Большого театра, в конце сезона 2021-22 возведена в ранг ведущей солистки, в 2023 – в ранг балерины.
«Роль Мари – одна из любимых. Хотя путь к ней был извилист. Когда мы учились в Академии в начальных классах, то участвовали в спектаклях театра Станиславского и там танцевали па-де-труа. На роль маленькой Маши всегда брали кого-то из Академии, и мне тоже повезло. Но в мечтах, конечно, была главная роль. В завершении учебы выпускники ставят один из трех спектаклей: либо «Тщетную предосторожность», либо «Дивертисмент», либо «Щелкунчика». И – мой выпуск попал не на него. Эта роль словно всегда от меня убегала. Но в первый же свой сезон в Большом театре, пять лет назад, я воплотила именно образ Мари. Это была моя первая главная роль», – поделилась она.
«Это счастливая традиция, так как раз 8-10 я уже танцевал в последний декабрьский день и именно Щелкунчика. В этот раз ответственность повышенная в силу прямой трансляции на Первом канале, но уверен, что все совпадения дадут только сказочный эффект», – добавил ее компаньон.
Овчаренко отметил, что ему очень приятно танцевать с Лизой, которая с ее юностью, трепетностью и очарованием для «Щелкунчика» подходит идеально. В свою очередь Елизавета сказала, что очень рада выступлению именно с Артемом и именно 31 декабря. Она назвала его прекрасным солистом и надежным партнером, очень добрым, милым, веселым и спокойным.
Неповторимая атмосфера «Щелкунчика» – заслуга художника Симона Вирсаладзе. Главные цвета спектакля – серый, черный, сиреневый, а в ослепительно белом и ярко-красном появляются только Маша и Щелкунчик. В костюмах по эскизам Вирсаладзе артисты танцуют уже около 60 лет, и каждый раз при пошиве подгоняется лишь размер, но художественное оформление костюма остается неизменным. Вирсаладзе любил рисованные живописные декорации, поэтому елка на сцене написана в виде сложно сделанных полотен. Они плавно раскрываются, растягиваются и поднимаются наверх друг перед другом, создавая эффект роста елки.