Владимир Путин ответил на вопрос о влиянии спецоперации на российскую экономику
После выступлений Владимира Путина и иностранных гостей форума на пленарном заседании, как обычно, обсуждение самых острых мировых тем. Одной из главных стала ситуация на Украине. Модератор дискуссии — журналист из Объединенных Арабских Эмиратов — задал президенту вопрос о влиянии специальной военной операции на российскую экономику.
Вопрос: «Есть немало свидетельств и исследований, которое утверждают, что эта война убивает российскую экономику. Очень высокая ключевая ставка?»
В. Путин: «Во-первых, долг не растет, он у нас один из самых низких в мире. Второе, что касается убийства российской экономики: как в свое время известный писатель говорил, слухи о моей смерти сильно преувеличены. Вот в данном случае то же самое. Смотрите, у нас в позапрошлом году, — главный показатель же рост ВВП, темп роста ВВП, — в позапрошлом году рост ВВП России составил 4,1%, в прошлом году 4,3%. Общий мировой рост, если мне память не изменяет, 3,3%, то есть мы росли выше мирового, среднемирового темпа. Соединенные Штаты росли темпом 2,8%. А еврозона вообще в 0,9%. То есть очевидно, что Россия совершенно точно добивается хорошего темпа и прогресса. А если вычистить из этого все, что связано с углеводородами, то рост у нас будет еще значительнее. А какой? В позапрошлом году 7,2%, а в прошлом — почти 5% — 4,9%. Это приятно, но это не самое главное. А что важнее? Меняется структура российской экономики, вот это самое главное. И в структуре роста ВВП 43% с лишним — это не нефтегазовые отрасли и даже не оборонные. У нас значительная часть роста сосредоточена в основном промышленном секторе, даже не связанном напрямую с оборонкой. Я говорил это в своем выступлении.
Вы знаете, что нас не может не радовать? Я считаю, что это вообще ключевая вещь. Мы все время говорим об импортозамещении и действительно выделяли солидный финансовый ресурс на то, чтобы замещать те продукты, которые с нашего рынка ушли в силу и санкций, и ухода некоторых западных компаний. На настоящий момент происходит очень позитивный момент, который заключается в том, что у нас все больше и больше появляется продуктов, основанных на собственных решениях, собственной платформе, связанной с развитием науки и высоких технологий. Объем этого продукта постоянно увеличивается, и это говорит об изменении структуры российской экономики. Это одна из наших ключевых целей и задач. Промышленность растет еще большими темпами, чем ВВП страны.
Да, конечно, платой за такой резкий рост экономики, для нас это достаточно быстрые темпы, стала инфляция. Но Центральный банк, правительство предпринимают необходимые усилия, в том числе это касается ключевой ставки высокой. Вы наверняка были свидетелем дискуссий, которые идут и в правительстве, и между правительством и Центральным банком. Да, конечно, простых решений здесь нет, но в целом нам удается справляться и с этой проблемой. Банк России считает, что где-то по году мы выходим уже на 7-8%, я думаю, что это будет 7%, надеюсь на это. Но соответствующим образом это значит, что меры, которые предпринимаются финансовыми властями России, они дают положительный результат. Есть вопросы, их много, которые мы должны решать. Вот руководитель «Сбербанка» улыбается, головой кивает, а ему чего не улыбаться, у него маржа 5,7%, а в западных основных финансовых институтах 3,7% максимум, понимаете? Это ж тоже результат. Да, и в банковском секторе есть, на что нужно обратить особое внимание, но в целом у нас ситуация устойчивая, надежная, и мы рассчитываем на то, что так оно и будет оставаться».