Подтверждение источника средств: все о правах банка и клиента при подозрительных операциях
Российские банки начали запрашивать у клиентов подтверждения источника их денежных средств в случае подозрений в их законности. О том, какие суммы могут вызвать вопросы и каковы основания для блокировки средств на счете при переводе, показавшимся подозрительным, а также о действиях честного клиента в такой ситуации Первому каналу рассказала доцент кафедры финансового контроля Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, Анна Зуева.
Основания банковского запроса
Законные требования подтверждения источника денег возникают в случае подозрений со стороны банка в том, что клиент участвует в деятельности по легализации преступных доходов, финансировании терроризма, экстремизма, диверсионной деятельности, а также при обнаружении признаков мошеннических действий в отношении благопристойного клиента.
В таких случаях банк имеет право заблокировать средства на счетах и потребовать подтверждения законности источников средств (в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральным законом №161-ФЗ «О национальной платежной системе», а также актами ЦБ РФ). Заблокированные суммы могут быть любого размера, крупными суммами считаются как правило переводы между физлицами более 600 тыс. рублей, сделки с недвижимостью более 5 млн. рублей.
Признаки, влияющие на блокировку средств банком
𝟭 — отсутствие бытовых операций по карте (оплата ЖКХ, товаров, услуг, работ, связи и др.)
𝟮 — быстрая отправка только что полученных средств или их снятие в банкомате (менее минуты)
𝟯 — частые отправки и получения переводов (более 10 в день и более 50 в месяц)
𝟰 — большие суммы к отправки или получению (более 100 тыс. руб. в день, более 1 млн. рублей в месяц).
Центральный Банк к признакам мошеннических действий в отношении клиента относит:
➀ — перевод средств получателю из базы данных ЦБ или других банков, содержащих перечень лиц, в пользу которых уже фиксировались случай перевод средств без согласия владельцев средств
➁ — использование при переводе устройств, включенных в базу данных как ранее задействованных в мошенничестве
➂ — нестандартность условий совершения переводов конкретного клиента (время, место, частота, объем средств, периодичность)
➃ — отправка денег лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, связанное с транзакциями без согласия владельца
➄ — резко увеличившаяся у клиента банка телефонная и смс активность.
Итог
Если денежные средства законны, сумма перевода не велика, а счет все равно был заблокирован, клиенту необходимо предоставить в банк подтверждение легальности средств (договоры дарения, купли-продажи, выписки со счетов в других банках, справка 2-НДФЛ, свидетельство о браке и др.).
Если банк отказался разблокировать средства, то гражданин может обратиться в службу по защите прав потребителей Центробанка или в аппарат финансового уполномоченного для восстановления нарушенных прав.













