Как звучит свадьба

Как выбрать музыку для свадебной церемонии? Можно ли заменить марш Мендельсона во время регистрации в ЗАГСе? Нужна ли молодым их собственная песня? Почему вообще нужна музыка на свадьбе и нужна ли? Наверное, плей-лист для свадьбы — не главный, но все же очень важный вопрос, который стоит перед молодоженами и организаторами этого события. Найти варианты труда не составляет — существует множество подсказок про «оригинальность» и «тренды» в выборе музыки и для торжественной церемонии, и для застолья. Предлагаем разобраться не столько во внешнем звучании свадьбы (модно, стильно молодежно ли это будет), но в смысловом и эмоциональном наполнении этого дня.
Свадьба в Удмуртии. Музыкальный коллектив выступает на свадьбе
Свадьба в Удмуртии. Музыкальный коллектив выступает на свадьбе
Современная свадьба — это радостное событие, торжественный и праздничный день, которому предшествует большая организационная подготовка. Мы выбираем дату и место проведения свадебной церемонии, определяемся с составом и числом приглашенных гостей, выбираем наряды, продумываем меню для праздничного обеда, тщательно разрабатываем сценарий всего свадебного дня. На чем мы основываем наш выбор при принятии решений для каждой из этих непростых задач?Часто на нас влияет культурная традиция — то, что мы видим в кино, то, о чем прочитали в книгах. Еще чаще такое влияние оказывает традиция семейная, принятые в нашем кругу представления и обычаи. Бывает, что родители настаивают на своем, привычном для них сценарии свадьбы, а молодые пары принимают решение не проводить пышных и многолюдных торжеств и организуют церемонию в кругу нескольких близких друзей в каком-то необычном месте — на вершине горы, воздушном шаре, яхте или морском берегу.
Свадьба в Карелии. Жених и невеста
Свадьба в Карелии. Жених и невеста
Организация свадьбы — сложная задача, когда все со всеми должны договориться. Так было и в традиционной свадьбе— своего рода репетиция будущих отношений «всех со всеми», объединение двух семей, жизненный уклад которых может существенно различаться. Сделать праздник радостным для всех его участников — непростой квест.
СОВЕТ: Выбирая музыку для свадьбы, соотнесите ее с местом проведения мероприятия, составом и количеством гостей, а главное — с вашими внутренними ощущениями — что именно вы хотите испытать в этот важнейший момент? Какие эмоции вызывает именно у вас та или иная мелодия? Часто после пышной свадьбы, на которую было потрачено огромное количество усилий и ресурсов, молодожены испытывают разочарование. Весь вопрос ведь в том, какие именно ожидания не оправдал праздник. И зачастую может оказаться, что не хватило главного — эмоций. Именно музыка способна создать такой эмоциональный фон, что какие-то несколько минут, когда на глаза накатывают слезы, запомнятся намного ярче, чем все подарки, фейерверки, лимузины и шарики вместе взятые.

Русская песенная свадебная традиция

Свадьба в своей обрядовой традиции символизировала, проговаривала и разыгрывала важнейший в жизни каждого ее участника переход в иной, новый статус. Самая значительная трансформация происходила именно с невестой. Она — главное действующее лицо на свадьбе, она принимает новый облик — фата, особенное платье — вся она как бы отдаляется, отделяется от обыденного, привычного, становится неизвестной. Родители прощаются с ней-ребенком, подруги — с ней-вольной девушкой, ее готовят к переходу не только в другую семью, но и в другую жизнь.*Послушай-ко, желанный родитель батюшка,
За каку вину опалу великую
Отдал да обневолил во злодейку неволю великую?
Разве не трудница была, не работница,
Не верна слуга?

Песни обрядовые. Свадебная. Архангельская губерния.
Свадьба в Архангельске
Свадьба в Архангельске
Традиционный свадебный обряд проговаривал все важные для его участников переживания и смыслы, пропевал в тех самых причитаниях, которые теперь и в голову не придет исполнять на свадьбе или перед нею. Но на глубинном подсознательном часто уровне — не это ли причина того, что на глазах у невесты, ее родителей, бабушек и дедушек, подруг и тетушек, да и, что скрывать, и мужской части семьи невесты, чаще всего мы видим слезы. А на лице жениха даже на свадебных фотографиях угадывается весьма сложный набор эмоций, самая очевидная из которых — трогательная растерянность.Пение в русской обрядовой свадебной традиции сопровождает невесту уже с момента сватовства, когда от ее родителей было получено согласие на свадьбу.
Невеста, ее мать, подруги и родственницы в течение двух недель с момента рукобития (окончательного сговора — свадьбе быть) готовили приданое — шили и вышивали простыни, рушники, рубашки, платья, готовили подарки будущему мужу и его семье, и все это время звучал вокруг невесты хор, который объявлял и объяснял происходящее, готовил невесту к ее новой роли, помогая не только умом понять, какая ей предстоит трансформация, но и прочувствовать и эмоционально подготовиться к ней.
Свадьба в Удмуртии. Сундук с приданым
Свадьба в Удмуртии. Сундук с приданым
Подзоры, нижние декоративные простыни. Кружева ручной работы. Сибирь, начало 20 века
Подзоры, нижние декоративные простыни. Кружева ручной работы. Сибирь, начало 20 века
Шторы
Шторы
Подзоры, нижние декоративные простыни. Кружева ручной работы. Сибирь, начало 20 века
Подзоры, нижние декоративные простыни. Кружева ручной работы. Сибирь, начало 20 века
Накомодник, накидка декоративная
Накомодник, накидка декоративная
ЦИТАТА:
*Я скажу тебе, голубушка:
Тяжело я расставалася,
Расставалася я, бедная,
Оставалася я, горькая!
Не помню я, молода,
На ногах ли меня вывели,
На руках ли меня вынесли.
Тяжело да расставатися
Со родимым-то батюшкой,
Со родимой-то матушкой,
Со своим-то родом-племенем;
Как еще того тяжелее,
Как со девьей-то красотой,
Со девичьим украшеньецем.
Как еще скажу, голубушка,
Про чужую дальню сторону,
Про злодейку проклятую:
Тяжело, моя голубушка,
Тяжело жить на чужой стороне,
Тяжело жить во чужих людях,
Надо жить-то умеючи,
Говорить разумеючи.


Надо старого звать дядюшкой,
А старую-то звать тетушкой,
Молодых-то по имени,
Величать-то по отчеству.
Как родимая-то матушка
Во первой-то раз побудит:
«Ты вставай, мое дитятко!
У меня все дело сделано
И работа поработана!»
Уж я встану, молодешенька,
Ключевой водой умоюся,
Полотенчиком утруся.
Все дело-то сделано,
Вся работа поработана.
У родимой-то матушки,
У родимого-то батюшки
Я не знала, молодешенька,
Где всходит-то солнышко,
Закатается, красное.


На чужой-то стороне
Я спознала, молодешенька,
Где восходит красно солнышко,
Где оно закатается.
На чужой-то стороне,
На злодейке-то проклятой,
У чужого отца-матери —
Как ходит чужая мать
По поветям по скрипучим,
По переводам-то зыбучим:
«Ты вставай, сноха сопливая,
Ты вставай, сноха дремливая!
Я все дело-то приделала,
Всю работу приработала»,
Уж я встану, молодешенька,
Горючим слезам умоюся,
Я рукавчиком утруся.


Свадебные причитания тетки невесте. Вологодская губерния.
Старшие родственницы и профессиональные плакальщицы причитают невесте об уходящей девичьей воле накануне и наутро перед свадьбой, рассказывая снова и снова, что ждет ее в новой жизни. Сама невеста «подплакивает» им.
Девушки поют невесте песни и причитания накануне свадьбы во время девичника, расплетая косу, провожая в баню.
Архангельск. Накануне свадьбы
Архангельск. Накануне свадьбы
ЦИТАТА:
*Уж ты свет наша голубушка,
Дорогая ты Татьянушка,
Наша милая подруженька!
Что сухому ли то дереву
Не бывать два раза зелену,
И тебе, наша подруженька,
Уж не быть во красных девушках.


Свадебные причитания подружек невесте. Вологодская губерния

*Расплетите, подруженьки,
Вы мою девью красоту,
Вы мою красовитую.
Не бывать-то мне молоде,
Не бывать-то мне зелене,
Со подружками голубушками
На веселых гуляньицах.
Как о летних о праздничках
Гуляли мы, молоды,
По травке по шелковой,
По цветочкам лазоревым.

Свадебные причитания невесты подружкам. Вологодская губерния.
Свадьба в Карелии. Девичник в бане
Свадьба в Карелии. Девичник в бане
Прощание с девичьей красотой и волей настраивало невесту на принятие своего нового статуса, в котором будут и страдания, и тяжелый труд, и отчужденность, а часто — неприятие ее в новой семье, семье жениха.Современные ученые-антропологи, филологи, фольклористы, культурологи, изучающие русские обрядовые традиции, отмечают, что «пропевание» сценария будущей жизни имело важнейший смысл — в этом процессе проговаривались напрямую все ситуации, в которых окажется молодая женщина. Они не скрывались за красивой сказкой про счастливое замужество, и потому имели, по сути, психотерапевтическое воздействие на молодую женщину, для которой все предстоящие изменения в ее жизни и статусе не становились неожиданностью — ее к ним готовили.
Заметим, что тема любви не проговаривается в традиции русской крестьянской свадьбы, в ее озвучании. «Нагуляться, наиграться, налюбиться» нужно было успеть до свадьбы. А затем уж найти себе пару и вступить в брак. Парни и девушки до свадьбы имели большую свободу — родители не препятствовали им в развлечениях и знакомствах, старались не слишком загружать работой, выделяли деньги на наряды. Гулянья, песни, хороводы — все это было до свадьбы.
На прогулке. Начало 20 века, русский Север. Открытка из серии «Типы России»
На прогулке. Начало 20 века, русский Север. Открытка из серии «Типы России»
О любви не говорилось и не подразумевалось не только в среде крестьян, чью культуру и традиции, несмотря на весь постреволюционный и советский период мы наследуем. Тема любви не артикулировалась как причина для вступления в брак и после уничтожения традиционной крестьянской культуры: после коллективизации, когда традиционные свадьбы были упразднены, тема любви для союза мужчин и женщин в новом социалистическом обществе также не звучала.Идеология советской власти о семье и браке подразумевали союз советских граждан для целей, прежде всего, деторождения — именно дети нужны были государству, и оно готово было обеспечить их воспитание, образование и здоровье. А молодые люди должны были экономно расходовать свой эмоциональный ресурс, не растрачивать его друг на друга, а отдаваться всецело задачам построения социалистического общества и трудиться для его блага.

Советская свадьба и ее звучание

С конца 20-х и вплоть до конца 50-х годов 20 века не существовало свадебной церемонии — регистрация брака проходила в отделениях милиции, где новобрачным выдавали свидетельства.Только к 1959 году по заказу государства были разработаны новые свадебные традиции, стали открываться Дворцы бракосочетания (первый из них был открыт в 1959 году в Ленинграде и назывался «Дворец счастья», но название не прижилось).Потребность в новой советской обрядности возникла не только в отношении свадебного ритуала. Власть была обеспокоена возросшим интересом граждан к религии. В результате послаблений по отношению к церкви во время Великой Отечественной войны народ потянулся в храмы. Потребность в новой, советской обрядности имела вполне прагматическую цель — замещение потребности в обрядности религиозной.
Сельская свадьба в Псковской области, 1985 год. Фото: М.Н. Власова
Сельская свадьба в Псковской области, 1985 год. Фото: М.Н. Власова
В свадебной церемонии этого периода появляются вновь родители новобрачных, а из новых символов — церемониймейстеры в лице сотрудников органов ЗАГС, украшенные лентами. На регистрации должны обязательно присутствовать свидетели со стороны жениха и невесты. Появляется и звуковое оформление церемонии регистрации — звучит свадебный марш Мендельсона. А в конце церемонии всех угощают шампанским. Эти традиции по сути и сейчас составляют основу современной торжественной свадебной церемонии.
ИНТЕРЕСНО: «Свадебный марш» был написан Якобом Людвигом Феликсом Мендельсоном в 1841 году и стал седьмой частью сюиты «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира. Музыка иллюстрирует сцену свадьбы царицы эльфов Титании и ткача по имени Моток, которого эльфы ради смеха наделили ослиной головой. Титания влюбилась в первого встречного, потому что волшебное зелье застило ей глаза. Торжественная мелодия, по замыслу Мендельсона, должна была подчеркнуть комичность ситуации. В качестве свадебного марша мелодия впервые прозвучала во время бракосочетания британской принцессы Виктории и прусского кронпринца Фридриха III в 1858 году. В СССР марш Мендельсона звучит во время церемонии в ЗАГС с 1959 года и по сей день.
СОВЕТ: В некоторых Дворцах бракосочетания, где доступна живая музыка, молодожены могут выбрать музыкальное сопровождение для торжественной церемонии регистрации брака. Так, в столичных Дворцах бракосочетания №1, №4, №5, на ВДНХ и в Коломенском музыканты могут сыграть для пар одно из известных произведений. Обсудить это нужно заранее с сотрудником ЗАГС или с администрацией объектов. В московских Дворцах бракосочетания №1 и №4 эта услуга предоставляется бесплатно. Чаще всего, помимо марша Мендельсона, молодые выбирают классические произведения Чайковского, Штрауса, Шуберта, Баха, Моцарта, Свиридова, джазовые мелодии, хиты The Beatles и ABBA, композиции из знаменитых фильмов и сериалов, однако бывают и необычные предпочтения, например песни группы «Сектор Газа».
В советской поп-культуре с 1960-х также появляется тема свадьбы — шлягер Александра Зацепина на слова Леонида Дербенева в исполнении Аиды Ведищевой «Все равно ты будешь мой» в 1968 году в музыкальной комедии «Ангел в тюбетейке».
Деревенская свадьба в Архангельске
Деревенская свадьба в Архангельске
А в 1971 году в телепередаче «Песня года» впервые звучит главная советская песня про свадьбу в исполнении мега-звезды Муслима Магомаева. «Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала, и крылья эту свадьбу вдаль несли. Широкой этой свадьбе было места мало, и неба было мало и земли…» . Без этой песни Арно Бабаджаняна на стихи Роберта Рождественского не обходилась уже ни одна советская свадьба.В 1980 году ансамбль «Лейся, песня» записывает песню Владимира Шаинского на слова Михаила Рябинина «Обручальное кольцо». После выхода пластинки песня стала гимном молодоженов по всей стране.
Невеста и жених. Фото: Жамбыл Буранбаев
Невеста и жених. Фото: Жамбыл Буранбаев
Сегодня «свадебные» песни на русском языке исполняют в самых разных стилях и жанрах. В качестве музыкального сопровождения церемонии регистрации и в плей-листе для застолья часто звучат и иностранные произведения.
СОВЕТ: Если жених и невеста и их семьи различаются в пристрастиях к музыке, имеют разные культурные, национальные традиции, то свадьба — это отличный повод лучше узнать друг друга. Сделайте музыкальное сопровождение торжественного дня созвучным для всех ваших гостей — это будет поводом открыть друг другу свой уникальный личный и семейный мир.

Танец жениха и невесты

Танец молодоженов стал частью современной свадьбы, красивым и эмоциональным моментом, который запомнится всем участникам церемонии.
Первый танец молодых. Фото: Жамбыл Буранбаев
Первый танец молодых. Фото: Жамбыл Буранбаев
Традиция эта появилась сравнительно недавно, ведь исторически на свадьбе жених и невеста не только не танцевали, но даже не ели и не пили, когда гости пировали и плясали.До 17 века свадьбы проходили по одному и тому же обряду у всех сословий, а пляски гостей на свадьбах совсем не напоминали вальс или менуэт — это были откровенные движения с эротическим смыслом.В 17 веке Петр I в стремлении европеизировать страну проводит системную реформу не только в государственной сфере, но и в брачно-семейной: повышает брачный возраст до 20 лет у мужчин и до 17 у женщин, издает указ о добровольном, без принуждения со стороны родителей, вступлении в брак. Однако браки без благословения родителей по-прежнему считаются недействительными, и за самовольство грозит тюрьма и лишение наследства.При этом старые традиции высмеиваются, вместо них в обиход вводится новый свадебный ритуал по европейскому образцу. Жених перед венчанием теперь не ехал за невестой, а ожидал ее в церкви. Свадебный поезд доставлял новобрачных после венчания в дом жениха на свадебный пир. После трапезы начинались танцы — как плавный и медленный французский менуэт, так и быстрые англез и ригодон, а также польские танцы. Первая танцующая пара кланялась молодым а затем всем гостям, после чего начинался танец не менее чем из трех пар — это были распорядитель свадьбы и друзья жениха.
В 19 веке свадебный бал открывали танцем жених и невеста. С тех пор свадебный танец стал приживаться в свадебной традиции. Сейчас это, как правило, вальс, вошедший в бальную моду в 19 веке и прочно закрепившийся в ней.
Михай Зичи. Бал в Концертном зале, 1873
Михай Зичи. Бал в Концертном зале, 1873
СОВЕТ: У заключающих брак в Москве есть возможность станцевать свадебный танец во время торжественной регистрации брака. В просторном бальном зале бывшей гостиницы «Ленинградская» с лета 2023 года проводится уникальная церемония длительностью до одного часа. Под композицию Лиз Каллауэй Once Upon a December из мультфильма «Анастасия» пары могут станцевать свой первый танец. Можно также выбрать другое музыкальное сопровождение и принести композицию с собой на карте памяти. Чтобы провести выездную регистрацию на этой площадке, нужно лично подать заявление во Дворце бракосочетания №1, оплатив госпошлину в 350 рублей. Подробности можно узнать у сотрудников ЗАГС.
Свадьба — важнейшее событие в жизни не только молодоженов, но и их семей, друзей, близкого круга. Что мы пытаемся сказать себе и окружающим, делая тот или иной выбор — наряда ли, песни ли? И почему, каким бы ни был сценарий свадьбы, жених и невеста и все окружающие неизменно испытывают волнение, переживания, иные сильные чувства? Почему именно невеста по-прежнему в центре внимания всех, кто наблюдает свадьбу или участвует в ней? Осознается ли ею и окружающими предстоящая ей трансформация? Если не осознается, то точно — ощущается. А проговаривается ли, и как? Почему на церемониях практически всегда слезы на глазах у мам и часто — у пап? Даже если мы не ожидаем от себя таких эмоций, они возникают у нас в момент произнесения клятвы жениха и невесты в ЗАГСе или у алтаря, да и везде, где бы ни услышали «Да!» в ответ на вопрос, берет ли Он ее в жены и Она его в мужья. Глубоко символичный смысл свадьбы как обряда, традиции, события остается в нас, даже если мы не осознаем и не артикулируем это. Попытка «вспомнить» глубинные смыслы древних и более новых традиций — это способ разобраться в себе самих, делать свой выбор в главном и в деталях более осознанно, хотя бы приблизиться к ответам на многие и многие вопросы, и касаются они, конечно, не только и не столько свадебного сценария.