Деятели российской культуры в Европе
В Канне проходит фестиваль "Искусство без границ". Это самое крупное мероприятие с участием деятелей российской культуры, организованное за пределами нашей страны. В нем участвуют почти 600 человек. И, как заявили сегодня на встрече с журналистами организаторы фестиваля, он будет проводиться ежегодно.
И еще о выступлениях российских артистов в Европе. Из столицы Австрии - репортаж нашего корреспондента.
Венцы избалованы хорошей музыкой и удивить их трудно - именно в Вене последние два столетия стремились выступать звезды классической музыки. Но сегодня столица музыкального мира очарована русской оперой. Крупнейший в Европе фестиваль "Клангбоген" завершился концертом "Пушкин-Гала" Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева. Каждый фестиваль "Клангбоген" предлагает своим участникам представить музыкальную программу, объединенную одной темой. Федосеев выбрал Пушкина. Ведь именно на либретто по его произведениям созданы самые популярные русские оперы 19-го века. Для пушкинского концерта Федосееву пришлось больше года искать русских солистов - в Большом театре и Мариинке, Новой опере, музыкальных театрах Австрии и Швейцарии.
ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ, дирижер Большого симфонического оркестра им. Чайковского: "Слава Богу, у нас певцы есть русские, но они все разбросаны, они все работают в разных странах, в разных театрах, поэтому это было тяжело. А если нет солиста на определенную арию или оперу - это не имеет смысла. Допустим, если нет Германа - нет "Пиковой дамы".
Кроме Чайковского и Мусорского в Европе русские оперы исполняют редко. И Владимир Федосеев специально включил в программу "Пушкин-Гала" незнакомые Западу произведения - к примеру "Руслана и Людмилу" Глинки или "Русалку" Даргомыжского.
ВЛАДИМИР ФЕДОСЕЕВ: "Я считаю, что мы обязаны, мы должны наше русское наследие показывать в полном объеме, потому что у нас еще колоссальные залежи, неизвестные для западной музыки. Конечно, для нас большая честь прибыть в Вену, играть в таком замечательном театре, где играл Бетховен, где играл Моцарт, где были многие премьеры великие. Так что, для нас большая честь и большая ответственность".
Взрыв аплодисментов вызвали все-таки самые известные в Европе русские оперы - "Борис Годунов" и "Евгений Онегин". Когда солист Цюрихской оперы Павел Данелюк исполнял арию Бориса под колокольный звон, чинная публика вскочила с мест, пытаясь разглядеть, где же Федосеев мог спрятать колокола.
Федосеев считает, что многие авангардные постановки искажают сам замысел оперы. А потому в концертном исполнении публика лучше понимает оперную музыку. И через год он сам готовится представить венцам свою постановку малоизвестной европейцам оперы Чайковского "Иоланта".
А пока венская публика обсуждает русские оперы, с которыми ее познакомил Владимир Федосеев, музыканты уже выехали в Швейцарию. Там, на фестивале Иегуди Менухина в Гштааде, Федосеев представляет новую программу "Неизвестный Шостакович".

