Юбилей одного из самых замечательных российских режиссеров — Алексея Германа
В павильонах "Ленфильма" снимается кино. "Трудно быть богом" по повести Стругацких Алексей Герман начинал снимать трижды. Первый раз, в 1968, помешала "пражская весна". Вторжение советских войск в Чехословакию и "армия черных" у Стругацких, с точки зрения чиновников от кино, у зрителей могли возникнуть неуместные ассоциации.
Второй раз фильм запустили уже на заре перестройки. Тогда от проекта отказался сам Герман. Верил, что нужнее другое кино. Зато сейчас он убежден: именно его фильм для российского зрителя не просто актуален, а необходим. Но снимать его труднее, чем 30 лет назад. В 65 лет здоровье и врачи уже не позволяют работать по 12 часов день. Герман работает по 10 часов и завидует молодым.
Алексей Герман: "У меня ощущение, что грядет замечательная смена, что надо прекратить так сильно возиться с нашим поколением, а возиться надо с другим, потому что Эйзенштейну, когда он умер, было 50 лет, значит, он начинал в 20 лет. Фэксы начинали в 20 с чем-то лет. Довженко начинал молоденьким, и так далее. А у нас в 50 лет - это еще молодой режиссер, а 60 лет - это уже умирающий мастер. А в 65 лет - это окаменелость вроде меня".
Алексей Герман снимает долго. Кинокритики шутят, мол, его картины имеют успех, потому что публика ждет их годами. "Двадцать дней без войны" с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко вышел на экраны в 1976 году. Простая история, рассказанная Германом, покорила и советского зрителя, и искушенных французов. Через год после выхода в прокат фильм получает престижную премию Жоржа Садура.
Алексей Герман вообще прозу жизни предпочитает поэзии в кино. Фирменный стиль мастера - в каждом фильме должно быть несколько рифмованных строчек. Это как автограф живописца на картине. Окуджава, Бродский, Пастернак в фирмах Германа становятся почти соавторами. На съемочной площадке "Трудно быть богом" звучат цитаты из "Гамлета". Это уже не фантастика Стругацких. Алексей Герман говорит, что в декорациях 14 века снимает фильм о современной России. Люди, проблемы, заблуждения, вопросы и поиски ответов, которые зритель должен найти сам.

