Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
3 августа 2006, 21:57

Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым от 03.08.2006

ВЕДУЩИЙ: Однако, здравствуйте. ЮКОС признан банкротом. Одновременно к завершающей стадии подошел процесс по делу сотрудника службы безопасности ЮКОСа Пичугина, обвиняемого в организации заказных убийств, заказчиками которых выступают совладельцы ЮКОСа, ныне скрывающиеся за границей. Так вот есть ли связь между этими двумя событиями?

Связь эта самая прямая - это роль так называемой службы безопасности ЮКОСа в судьбе крупнейшей недавно еще российской корпорации, и связь эта, можно сказать, зловещая. Алексей Голубович, бывший директор по стратегическому планированию ЮКОСа, один из семи совладельцев гибралтарской офшорки, которая и была хозяином ходорковской империи, вот именно об этом говорит в двухчасовом интервью, некоторые выдержки из которого мы считаем важным привести сейчас. Поскольку Голубович не только как бы акционер-диссидент, чья позиция резко разошлась с генеральной линией ЮКОСа, Голубович, в прямом смысле потерпевший от этой генеральной линии, и не он один. Начнем с того, что где-то два года назад его семья и деловые партнеры обнаружили, что их всех травили ртутью, которая была заложена везде - в машинах, на дачном участке.

Алексей ГОЛУБОВИЧ, бывший директор по стратегическому планированию и корпоративным финансам НК ЮКОС: Поскольку я ни одной из машин, куда была заложена ртуть, не пользовался, а были отравлены все машины. Соответственно, кто пользовался из моих троих детей - сын младший, который в это время был в Москве, жена и ее племянница семилетняя, которая с ней ездила часто, ее в школу подвозили и гендиректор "Русского продукта" Луч Андрей Иванович. Пошли проверяться, а оказывается в том же центре, где потом нам все эти анализы на руки делали, оказывается туда обращались другие бывшие сотрудники ЮКОСа с такими же точно проблемами. Так, собственно, мы узнали о принадлежности к некому клубу товарищей, накушавшихся ртути.

ВЕДУЩИЙ: На сегодня известно, что к этому клубу принадлежат помимо Голубовичей еще и нынешний губернатор Эвенкии Борис Золотарев, работавший в ЮКОСе, возглавлявший правовое управление Алексанян, Константин Коголовский, получивший свою дозу еще года четыре назад.

Алексей ГОЛУБОВИЧ: Все мне известные пострадавшие от этого дела товарищи, они, во-первых, занимали большие должности в ЮКОСе ранее. Они все были в конфликте с Невзлиным, они все были в конфликте с СБ и вообще не имели особенно никаких оснований любить прежнее руководство компании по множеству различных причин. Их всех таким способом можно было вывести из строя. Я думаю, что сначала просто избавлялись от тех, кто сначала думали, что будет нужен, потом вроде бы не очень нужен. Причем кому-то не нужен больше, чем Ходорковскому.

ВЕДУЩИЙ: Больше чем Ходорковскому в ЮКОСе эти люди были не нужны тем, кто рассчитывал завладеть его активами.

Алексей ГОЛУБОВИЧ: Кому-то достались если не сами активы, то право решать, на что тратить деньги.

А деньги немалые, потому что если на одних юристов в год тратится в сотнях миллионов долларов, на средства массовой информации - в десятках миллионов долларов, то, в общем, есть за что бороться.

ВЕДУЩИЙ: Право распоряжаться всеми сытными останками ЮКОСа досталось второму человеку в ЮКОСе, куратору той самой службы безопасности Леониду Невзлину. Тому самому, кого прокуратура считает основным заказчиком заказных убийств.

Алексей ГОЛУБОВИЧ: Я не могу просто прийти ни к какому другому выводу, исходя из всего, что происходит, потому что для меня чем хуже обстоят дела у Ходорковского, тем ему, Невзлину, проще доказывать, что он тоже жертва, он тоже политический эмигрант и чуть ли ни Нельсон Мандела номер два.

ВЕДУЩИЙ: Мы не касаемся сейчас намеренных убийств, покушений, фигурирующих в пичугинском деле, но системная травля ртутью собственных топ-менеджеров - это очень существенная характеристика самой открытой компании. Чтобы просто логику понять: Голубович приводит эпизод, когда опять же еще до всех неприятностей ЮКОСа Ходорковский разъяснял вот этим самым главным акционерам вопрос, как они могут получить какие-то деньги, если они вдруг понадобятся, например, случись что с акционером.

Алексей ГОЛУБОВИЧ: В любом случае сразу мы никому ничего платить не будем, но если в семье будет не хватать на жизнь или, например, на оплату мести за гибель акционера, то эти расходы мы берем на себя. Какую надо иметь интересную психологию, чтобы вопросы финансирования семье и месть вывести на первый план. Меня так немножко это тогда поколдобило. Я не знаю, может, это нормально так рассуждать.

ВЕДУЩИЙ: Борцам за свободу и права человека кажется, что нормально. Надо заметить, что самому Михаилу Борисовичу это совсем нормальным не казалось. Он имел основания опасаться адекватной реакции в России и за рубежом. Именно для этого еще в мае 2003 года, опять же до начала всех разборок, он начал перебрасывать средства из этой самой гибралтарской офшорки в некие благотворительные фонды в Англии, якобы, для финансирования образовательных программ. По сведениям Голубовича, где-то около полумиллиарда долларов туда ушло. На всякий случай, мало ли, что может случиться, объяснял акционерам Ходорковский.

Алексей ГОЛУБОВИЧ: А что мало ли чего? Ну, например, признают "Менатеп" преступной организации вообще, не только в России, а во всем мире, вот оттуда можно деньги на юристов брать, чтобы оплатить юридические счета. Это май 2003-го еще, все нормально.

ВЕДУЩИЙ: То есть, с чего бы это вдруг признавать ЮКОС преступной организацией, да и не только в России недоразвитой, а, страшно сказать, во всем мире. За что?

Алексей ГОЛУБОВИЧ: Вообще предполагаю, что реальная борьба идет с теми, кто понимает, что рано или поздно их могут выдать России за реальные, серьезные преступления, которые не специалисты по налогам должны анализировать и доказывать в судах, а криминалисты и, извините, следователи убойных отделов.

Рано или поздно в той или этой стране за это придется отвечать, потому что ни британским, ни израильским полицейским точно так же не нужны на своей территории люди, которые заказывают покушение.

ВЕДУЩИЙ: Пока что, заметьте, эти самые люди пытаются добиться благосклонности Страсбургского суда по правам человека и довольно успешно. Не позволяет формат нам воспроизвести всю систему доказательств, которыми оперирует Голубович. Речь там не только о чисто криминальной стороне. И о пресловутых налогах, и о стратегических вывихах в политике ЮКОСа. Все, кто хочет слышать и понимают, смогут со всем этим ознакомиться. Однако, что необходимо сейчас, под занавес этой истории констатировать? Почему, собственно, ЮКОС? Криминальная составляющая, представленная так называемой службой безопасности, безусловно, сыграла в судьбе компании не последнюю, если не определяющую роль. Сказать шире - судьба ЮКОСа определилась сочетанием трех факторов. Это была самая мощная в финансовом, а следовательно, и в коррупционном смысле структура в России, обладавшая ничем не ограниченными политическими амбициями, использовавшая при этом мощный криминально-репрессивный ресурс. И поэтому судьба ее не могла быть иной.

Однако, до свидания.

Читайте также: