Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
23 марта 2007, 14:15

Нужно ли музыкальное образование ребенку? Как привить детям любовь к музыке?

Занятия музыкой делают людей умнее. К такому выводу пришли ученые после серии экспериментов. Добровольцам дали посмотреть фильм с запутанным сюжетом. Так вот - люди с музыкальным образованием все как один разобрались, что к чему. А те, кто никогда не занимался музыкой, переспрашивали друг у друга, что означают реплики героев.

Ученые также выяснили, что звучание нот воспринимается той частью мозга, которая отвечает за автоматические функции тела, такие как дыхание и сердцебиение. А активнее всего наш ум начинает работать при звуках живой, а ещe лучше импровизированной музыки.

Степан Сергеевич Игнатьев девяти лет отроду никак не может решить, какое произведение показать журналистам, пока его тезка и одноклассник играет отрывок из симфонии Баха.

Степан Игнатьев, ученик средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: "Я вам хочу показать свое сочинение ноктюрн си бемоль минор пм-84".

В пять лет упросил родителей купить пианино, в семь - из души полилась музыка собственного сочинения. Сегодня третьеклассник спецшколы при Гнесинском училище уверенно рассуждает, какими качествами обладает настоящий музыкант.

Степан Игнатьев: "Талантом, артистизмом, техникой! И главное, не унывать никогда".

Котята и зайчики - у педагога Татьяны Семеновны Беркуль своя шкала оценок для таких малышей, вместо пятерок и четверок. Назвала цыпленком - не обессудь, еще работать и работать нужно. Лизонька - определенно котенок. Начала заниматься почти непозволительно поздно, в шесть лет, когда родители переехали из Абакана. Через два года по-настоящему тяжелого труда Лиза - одна из лучших учениц.

Синяки, мозоли, болезни позвоночника - не самое тяжелое испытание на том тернистом пути, который выбрали они или их родители.

По 7 часов в день за пианино вот уже 10 лет подряд для Даниила Трифонова - не наказание; не понимает, как можно устать от музыки. Это его первый концерт с Нижегородским филармоническим оркестром. Мама с улыбкой вспоминает, как у восьмилетнего солиста прямо на сцене выпал молочный зуб.

Даниил Трифонов, ученик средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: "Понял, что не доиграю с зубом во рту, - и решил проглотить!"

Когда родители поняли, что у ребенка талант, решили переехать в Москву. Ушли с любимой работы, продали квартиру, заняли денег у родственников - как раз хватило на переезд - не в столицу, в город Железнодорожный в Подмосковье. "Час пик"- это произведение Даня сочинил, когда ехал на учебу, - о наболевшем.

Сочинения, которые казались невероятно сложными для маленьких музыкантов еще 10 лет назад, сегодня играет практически каждый второй. Начинают заниматься года в три, посвящают этому все свое время, и все же никогда нельзя сказать точно, кому выпадет главный приз - солировать в мире классической музыки. Даже если в 6 лет ребенок необычайно одарен, возможно, к 15 его обгонят в успехах одноклассники, до сих пор себя не раскрывшие.

Людвиг Ван Бетховен даже пьесу написал "Прощание с фортепьяно", расставшись с ним ненадолго. Не воспринимайте музыкальный инструмент как неодушевленный предмет, советуют педагоги своим ученикам, и не расставайтесь с ним больше, чем на несколько часов. Даже если успех придет не сразу, в конце концов, когда Федор Шаляпин и Алексей Пешков пришли поступать в хор, приняли только будущего писателя Горького.

Вот это удача! В перерыве между занятиями Лиза буквально возносится на небеса - упоительный сбой в ее поминутно распланированном графике. Алла хорошо знает главное правило: в таком возрасте ребенок может быть менее талантлив, главное - насколько талантлива мама. Она даже бросила работу - все свое время посвящает маленькой скрипачке.

Степан Сергеевич опаздывает на урок - увлекся сочинительством, не заметил как время пробежало. Эх, учительница будет ругать! При таком ритме не сложно про ритмику забыть. Но эта подготовка, уверяют педагоги, даром не пропадет.

Михаил Хохлов, директор средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: "Сколько бы лет ребенок ни потратил на музыкальные занятия, не бесполезно в любой профессии. Моторика плюс образ художественный, координация движений, ног. Если это 5-10 лет развивается, легко овладеть любой профессией".

Карты с гастролей и конкурсов - Даниил увлекается географией, обожает фотографировать и писать музыку на компьютере. Его мама считает: говорить о загубленном детстве просто нелепо.

Марина Трифонова, мама Даниила: "У него очень интересное детство, общается с интересными людьми, много ездит, любит путешествовать, и все увлечения совпадают с его основным занятием".

После тяжелого трудового дня они не спешат расходиться - самое время устроить настоящий джемсейшн. Улыбаются: с любимыми не расставайтесь - все получится, если есть настоящая страсть.

Ведущая: "Забавная история произошла в Голландии. 20-летний грабитель через окно влез в квартиру, хозяева которой уехали на недельку на курорт. Набив добром несколько мешков, он уже собирался покинуть было гостеприимный дом, как вдруг увидел в гостиной пианино. Преступник не удержался от соблазна, сел за инструмент и начал вдохновенно играть. Соседи услышали его и вызвали полицию. Оказалось, что молодой человек увлекался музыкой, но денег на пианино у него не было. О том, как распознать, что в ребенке скрывается музыкальный талант, и как с этим талантом быть, мы поговорим с преподавателем Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных Натальей Бойцовой. Скажите, а вот можно ли определить, что у ребенка есть музыкальный слух и что действительно ему стоит заниматься музыкой?"

Наталья Бойцова: "Конечно, можно. И обычно, если музыкальные данные яркие, то они проявляются в раннем детстве. Ребенок чисто поет, хорошо запоминает мелодии, но даже если таких данных у него не проявляется рано, то это не значит, что его не надо обучать музыке. Наоборот, обучение музыкой можно начинать очень рано, и это будет для ребенка положительным на всю жизнь".

Ведущая: "Как определить, какой инструмент выбрать ребенку? И стоит ли прислушиваться к его мнению?"

Наталья Бойцова: "Самым подходящим возрастом для начала занятий на инструменте считается возраст пяти-шести лет. Но сейчас в детских садах, в музыкальных школах мы видим и более раннее начало занятий, например, есть группы, где занимаются дети трех-четырех лет. И обычно эти дети занимаются музыкой в игровой форме. И эти занятия, с призами, с соревнованиями, - вот они готовят ребенка к началу занятий на инструменте. Конечно, именно в таких группах раннего развития ребенок может познакомиться с музыкальными инструментами - и что ему понравится, конечно, его надо слушать".

Ведущая: "Ну, вот некоторые родители насильно отдают, например, ребенок хочет скрипкой заниматься, они отдают его на фортепиано. Будет толк из таких занятий?"

Наталья Бойцова: "Вы знаете, ребенок он, конечно, еще не обладает никаким опытом, он не может знать. Насильно ничего не надо делать, конечно, нужно считаться с ребенком, и с его желанием. Потом он разберется сам, я думаю".

Ведущая: "А как вообще можно заинтересовать ребенка в занятиях музыкой? Вот есть ли какие-то конкретные советы, что могут родители сделать, чтобы ребенок увлекся музыкой?"

Наталья Бойцова: "Конечно, ставить детям слушать музыку и ходить вместе с ними в концерты, и обсуждать потом то, что они слышали. И в игровой форме вовлекать его вот в это действо, которое называется музыкой. Вот это было бы очень полезным".

Ведущая: "Я по себе помню, что занятия музыкой не были в радость. Очень хотелось погулять, поиграть, но родители заставляли, иногда просто до слез буквально. Теперь я им, в общем-то, признательна. А вообще, стоит ли ребенка вот так вот заставлять заниматься музыкой?"

Наталья Бойцова: "Ну, если он не хочет, активно не хочет, и у него нет хороших данных музыкальных, я думаю, что не стоит. Но не надо, мне кажется, делать из него раньше времени вот такого профессионала, с которого будут много спрашивать, и относиться к нему, подходить к нему с очень серьезных позиций. Пусть он будет просто хорошим любителем".

Ведущая: "Если взрослый человек вдруг решил наверстать упущенное и освоить какой-то инструмент. Это возможно?"

Наталья Бойцова: "Это возможно. Конечно, в музыкальную школу его не примут туда, где учатся дети, но, например, есть музыкальные школы, которые занимаются по особым программам. И вот у нас при музыкальном колледже имени Гнесиных есть музыкальные школы, куда может прийти человек любого возраста и составить индивидуальную программу занятий и наверстать упущенное. Такие случае известны".

Ведущая: "За какой срок можно более-менее прилично научиться играть на фортепиано взрослому?"

Наталья Бойцова: "Взрослому, если с нуля, ну, за год, пожалуй, что-нибудь он изобразить сможет. Но насколько будет быстро развиваться его виртуозность, это зависит от его природных данных, конечно".

Ведущая: "А вот самоучители, можно ли по ним научиться играть?"

Наталья Бойцова: "Вы знаете, самоучители они... - конечно, хорошо, что они есть, но очень многое зависит от вот такой передачи ремесла из рук в руки, от одного человека к другому. И не обращаясь к преподавателю... - вряд ли, потому что постановка руки - это такое индивидуальное дело и здесь, конечно, нужен специалист, который покажет. Здесь очень важен еще и показ".

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей