Скончался итальянский кинорежиссeр Микеланджело Антониони
Не стало ещe одного мэтра мирового кино. Только вчера появилось известие о смерти шведского режиссeра Ингмара Бергмана. Сегодня скончался его итальянский коллега - Микеланджело Антониони. Ему было 94.
Кинорежиссeр и сценарист, писатель и художник, - последние 20 лет из-за тяжeлой болезни он вынужденно жил затворником. Антониони не любил торопиться, и говорил, что жизнь - это река.
"Мы теперь уходим понемногу, в ту страну, где тишь и благодать". Есенинские строки как нельзя лучше характеризуют ситуацию в мировом кинематографе: вслед за шведским режиссером Ингмаром Бергманом и итальянский классик неореализма Микеланджело Антониони.
Выходец из обеспеченной семьи, получив экономическое образование, интересовался совсем не финансами. Сначала подрабатывал кинокритиком, затем стал соавтором сценариев и пробрался на съемочную площадку как ассистент режиссера. Потом принялся снимать сам. Свой особый стиль Антониони нашел сразу - замедленный темп, предельно длинные планы, внимание к деталям, которые отражают внутренние переживания персонажей.
Микеланджело Антониони, режиссер, досье: "Так же, как писатель может прибегнуть к длинным описаниям, чтобы проникнуть в характер героя, и режиссер вправе подолгу держать важный кадр. Торопиться ни к чему. Нарезка кадров искусственна, а жизнь порой течет как река".
Признание пришло к режиссеру в 1960-х. 3 черно-белых картины "Приключение", "Ночь" и "Затмение", так называемая трилогия одиночества всколыхнула общество. Люди разучились общаться, безуспешно рвутся наружу из внутреннего вакуума - эту проблему Антониони поднял и в следующем фильме, уже цветном - "Красная пустыня". На режиссера тогда обрушился золотой дождь кинонаград, а к актрисе Монике Витти, которая сыграла во всех четырех картинах, пришла международная слава.
Получая приз за фильм "Ночь", Антониони сформулировал свое кредо.
Микеланджело Антониони, режиссер: "Моe кино не на потребу публики, не ради денег или популярности. Оно, чтобы передать красоту".
В конце 60-х - начале 70-х режиссер снимает за границей. В Лондоне - картину "Блоу-Ап - Фотоувеличение" со знаменитым эпизодом теннисного матча без мяча, который затем вошел в анналы кинематографии. В Калифорнии создается "Забриски пойнт" - о бунтующей молодежи, расколе в обществе и о любви. В картине 75-го года "Профессия: репортер" в главной роли сыграл Джек Николсон. И 20 лет спустя именно он вручал Антониони почетный Оскар за вклад в киноискусство.
Антониони любили, критиковали и боготворили, но наиболее емко о нем, возможно, сказал близкий друг, сценарист Тонино Гуэрра.
Тонино Гуэрра: "Антониони умел даже в мусорной корзине увидеть прекрасное".

