Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
23 сентября 2007, 21:47

Уникальная коллекция Ростроповича и Вишневской переходит в арсенал русских музеев

Когда Галина Вишневская выставила свою замечательную коллекцию русского искусства на аукцион в Лондоне, вся прогрессивная общественность заливалась слезами, по поводу того, что эта коллекция никогда не вернется в Россию.

Слава Богу, случилось иначе – теперь и мы и наши дети сможем увидеть эти шедевры в музее. Но я хотел бы, хоть это может показаться кому-то не вполне справедливым, кроме благодарности Алишеру Усманову за выкуп этой коллекции и возвращение ее на Родину, хотел бы сказать о главном. А главное во всей этой истории – это то, что подобные вещи становятся почти нормой, то есть, в обществе сегодня есть заказ на такие поступки и именно поэтому они совершаются – а это значит, что мы становимся страной с общими ценностями, вне зависимости от богатства и социального положения.

Репортаж Екатерины Кибальчич.

Алишер Усманов: "Начало XIX века и середина, вот это для меня это очень интересно, потому что тогда уже узбеки были, узбеки, как нация!"

Собирать картины с видами Узбекистана - единственное "живописное" хобби Алишера Усманова. Так, что не будь изображен узбек на первой же странице каталога Сотбис, бизнесмен, возможно, не заметил бы, что в Лондоне объявлены очередные торги.

Алишер Усманов: "Я обалдел! Я когда открыл, говорю, да тут узбек есть оказывается, надо купить. А потом я стал думать, Вся коллекция! Как можно было допустить вообще чтобы она разлетелась?"

Каталог аукционного дома - все, что Алишер Усманов видел перед покупкой коллекции Ростроповича-Вишневской. И это все, что он оставит себе на память об этой исторической сделке. Беспрецедентный случай,

Алишер Усманов: "Я с самого начала эту коллекцию приобретал для России. А распоряжаться у нас в России этим имуществом будут органы, которым это положено делать. Сейчас мы с ними как раз входим в тесный контакт. Кстати, я хочу уточнить, ко мне, как меценату или бизнесмену, никто не обращался из государственных структур".

Говорить о том, как эта коллекция важна для России впервые начали в Лондоне.

Руководители аукционного дома "Сотбис" сделали ставки не на фамилии Репина и Брюллова, а на Вишневскую и Ростроповича.

Галина Вишневская: "Я сама все это протирала, никому не доверяла, раз в году мне неделю надо было посвятить. Залезать на все это в специальном костюме, почти без костюма, чтобы это рукавом не задеть".

Рассказы о том, как Галина Павловна протирала этот фарфор, как каждое утро здоровалась с портретами императриц, привели к тому, что за месяц до торгов коллекция выросла в цене с 6 миллионов фунтов до 40.

Джоанна Виккери, руководитель Департамента русских продаж аукционного дома "Сотбис": "Есть эффект Ростроповича-Вишневской. Коллекционеры захотят купить то, что хранит тепло их рук. Это фантастическая сенсация, самая минимальная сумма аукциона - 40 миллионов фунтов".

Сумму сделки теперь держат в секрете, но известно, что это больше 40 миллионов фунтов.

Галина Вишневская получила банковский перевод и гарантии, что ее вещи попадут в Россию. Аукционный дом объявил о том, что снимает коллекцию за день до аукциона, впервые в истории.

Марк Полтимор: "Мне трудно представить себе больший знак уважения к памяти великого гражданина России и мира, чем то, что коллекция, которую столь тщательно и любовно собирал Ростропович и его супруга, вернется в страну, которую они так любят и которая им так дорога".

Портрет великих музыкантов все еще висит на здании аукционного дома в Лондоне. Прямо здесь на Нью-Бонд стрит российские коллекционеры обсуждают поступок Алишера Усманова.

Олег Такиров, владелец галереи в Москве: "Слухи об этих переговорах ходили давно уже, месяца полтора. Но, тем не менее в одночасье это огорошило очень многих".

Коллекционеры и дилеры, покидая Лондон, прямо с сумками заходят еще раз погрустить над картинами и фарфором. Везде - ценники, но ничего нельзя купить.

Елена Майорских, арт-директор галереи в Москве: "За Брюллова, Иванова, Григорьева и Рериха там, конечно, монстры боролись бы, это понятно. Потому что вещи совершенно уникальные, я даже не знаю как с этими вещами жить в одной квартире".

Государственные российские музеи думали бороться за шедевры на аукционе, а теперь спешно вернулись в Россию.

У каждого музея нашлись свои причины желать сокровища Ростроповича-Вишневской. Третьяковская Галерея тоже претендует на десяток картин. Вот например этюд к "Явлению Христа народу", голова Старика. Сама картина ведь в Третьяковке".

Имена российских бизнесменов теперь часто украшают залы Третьяковской галереи. Точно так же, золотыми буквами, готовы написать имя Алишера Усманова и желательно в зале картин Брюллова. Ведь портрет Авроры Демидовой - жемчужина коллекции.

Людмила Маркина, заведующая отделением живописи 18-го, 1-й половины 19-го века Третьяковской галереи. "Про аврору"

В 95 году Третьяковская галерея впервые пыталась купить "Портрет Авроры Демидовой" на аукционе "Сотбис", но Вишневская заплатила больше -130 тысяч фунтов. В этот раз сотрудница музея Людмила Маркина поехала в Лондон с миллионами фунтов и снова вернулась ни с чем.

От портрета Авроры в Лондоне богатейшие люди мира не могут оторвать глаз.

Для сотрудников нижнетагильского краеведческого музея новость о том, что Аврора теперь у берегов Темзы прозвучала, как залп. Ведь официальный подлинник работы Брюллова уже 150 лет висит на этой стене и никуда не уезжал. В музее, основанным самой Авророй Демидовой гадают, что за картину продала Галина Вишневская.

Татьяна Смирнова, старший научный сотрудник нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал": "Она выдает свою картину за подлинник, но решить этот вопрос может только сравнительный анализ - нужно привезти две картины, визуально, чтоб искусствоведы сравнили, и провели анализ - только тогда можно судить, что копия, а что подлинник".

Нижнетагильскую Аврору уже возили на реставрацию в Москву. Подделкой или копией там ее никто не признал. Тем более, для Брюллова авторские копии не характерны.

Ольга Силонова, искусствовед нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал": "Да-да - вот слева, над верхней губой - вы заметили? – родинка. Бывало, так отличали копии - маленькая деталь. Я видела на репродукции "Аврору" Вишневской, но там не видно, фотоизображение, и не просматривается эта деталь - может есть, может нет - за это можно зацепиться".

Нижнетагильская Аврора, а теперь и Лондонская - обе в ведомстве Михаила Швыдкого. Какая из них лучше даже Михаил Ефимович не знает.

Михаил Швыдкой: "Наличие этого портрета в коллекции Ростроповича не отменяет ни подлинность нижнетагильского, но и не влечет подозрений в том, что у Ростроповича некая копия. Я думаю, что можно сделать все-таки экспертизу".

На рабочем столе Михаила Швыдкого стопка писем от российских музеев, с просьбой поделить картины. Но в агентстве по культуре и кинематографии решили, что пожелание Алишера Усманова, не дробить коллекцию - нужно учесть.

Михаил Швыдкой: "Интересы музеев можно понять. Но , я считаю , что эту коллекцию дробить на части не имеет никакого смысла. Вещи из Лондона в течение, я думаю, ближайших дней окажутся в России, и, мне кажется, что, я так думаю, что мы узнаем через некоторое время, что место их пребывания Санкт-Петербург. И не скрою, что я вел переговоры с директором Русского музея, с Владимиром Александровичем Гусевым, возможен вариант, скажем, размещения ее в Константиновском дворце".

Предприниматель Усманов сейчас занят оформлением таможенных документов. Ему все равно, в каком музее окажется коллекция. Главное, что она в России. И посмотреть на нее сможет каждый. На картину, которая сразу приглянулась, Алишер Усманов хочет посмотреть уже в музее.

Алишер Усманов: "Неспроста, узбек нарисован на первой странице каталога. Это русский художник Белибин восточные лица применил к описанию русской охоты. Очень красивое произведение. На него я буду смотреть больше всего, когда будет выставляться эта коллекция".

Читайте также: