Состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго во Францию
Визит этот не политический и не культурный, а вспоминая знаменитое выражения Де Голля, это разговор вечной России с вечной Францией. Этому разговору уже много веков, и вся поездка Патриарха от выступления в ПАСЕ до службы в Нотр-Дам-де-Пари стала поводом вспомнить и еще раз понять все сходства и различия наших 2 цивилизаций – России и Европы.
Репортаж Екатерина Кибальчич.
Акустика в кафедральном соборе Страсбурга для православного хора больше, чем просто хорошая. Это самый высокий католический храм во всей Европе и православное пение слышно на улице без динамиков.
Оказалось, даже патриарх волновался в такие минуты. Это был первый официальный визит предстоятеля РПЦ во Францию и первая встреча в католическом храме. Французские священники жмут Московскому патриарху руку, кто-то даже целует. Исторический момент.
Алексий Второй: "В дни нашего пребывания на гостеприимной земле Франции у нас будет возможность обменяться мнениями о том, как вместе защищать христианские ценности".
Эти слова в проповеди звучали как репетиция. На следующий день Алексий Второй будет говорить о христианских ценностях уже на Парламентской ассамблее совета Европы.
Алексий Второй: "Сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека".
Алексий Второй напомнил про Косово, где разрушают православные святыни. Но главное, что не всегда либеральные и христианские ценности - одно и то же. После такого выступления вопрос депутата Рассела Джонсона, почему РПЦ не поддерживает гей-парады в России, сам по себе звучал, как вызов.
Алексий Второй: "Когда настойчиво хотели проводить в Москве парад гомосексуалистов, мы считали, что это пропаганда и реклама греха. Это болезнь, это изменение человеческой личности. Никто не должен заставлять молчать меня или моих братьев и сестер по вере, когда мы называем грехом то, что именуется таковым в слове Божием".
В святая святых Европейской демократии эту речь встретили аплодисментами. Но через несколько дней группа депутатов подписала петицию с осуждением слов Алексия Второго, хотя Патриарх всего лишь процитировал Евангелие. По сути, европейские депутаты осудили не Алексия Второго, а авторов Библии. В адрес главы Католической церкви депутаты таких петиций не посылают, хотя католики говорят о том же самом.
Из Собора Парижской Богоматери крупнейшие французские телекомпании ведут прямую трансляцию православного молебна. Журналисты называют визит Патриарха русской церкви историческим и говорят о возможной встрече предстоятелей 2 христианских конфессий. Здесь это уже не кажется невозможным.
Через Собор Парижской Богоматери к алтарю несут общую христианскую святыню, терновый венец. Тот самый, который был на голове Иисуса в день его казни, а теперь хранится в Париже под бронированным стеклом. Католический священник читает страницы Евангелия о страданиях Христа. Историю, которая на разных языках звучит одинаково.
Терновый венец целуют сначала Патриарх Алексий Второй, а затем архиепископ Парижский Андре Вен-Труа.
Собор Парижской Богоматери рассчитан на 9 тысяч человек, но внутри все желающие не поместились. В маленьких православных приходах во Франции, куда заезжал Патриарх, тем более было не протолкнуться. Для некоторых это была не просто дорога к храму, а настоящее паломничество.
В маленькой парижской церкви Трeхсвятительское подворье о приезде Патриарха молились давно. В этой церкви, основанной русскими эмигрантами в 30-х годах, бывали многие знаменитости, бежавшие от репрессий. Патриарх напомнил, что 2 церкви - РПЦ и РПЦ за рубежом - теперь едины и обещал молиться за тех, кого судьба лишила родины.
Русский дом под Парижем основала княгиня Мещерская. Для тех эмигрантов, у кого совсем нет денег. Сюда приезжали жить, но чаще умирать. Княгиня Мещерская младшая хотела встать и поклониться Патриарху, но он сам ей поклонился.
35 лет назад они уже встречались. Здесь же, под сводами этой маленькой церкви будущий Патриарх молился за объединение 2 православных церквей.
Алексий Второй: "Многие из второго и третьего поколений русской эмиграции вернулись духовно к матери-церкви и своей духовной родине. Дай Бог, чтобы единство русских людей укреплялось бы, где бы они ни жили".
Православное кладбище Сен-Женевьев де Буа возле русского дома - даже для местных жителей - памятник русской эмиграции.
Жорж Лелю, историк: "Мы считаем людей, которые здесь лежат, достоянием не только России, но и Франции. Мы даже создали каталог всех тех, кто здесь похоронен. Мы уверены, что закон о перезахоронении не коснется этих великих людей".
По закону могилы, где за аренду земли родственники не платят, должны быть выкопаны и освобождены. Французские чиновники считают, что это рациональный подход. На Сен-Женевьев за некоторыми могилами, действительно, перестали ухаживать.
Ухаживающие и охраняющие русские могилы французы надеются, что после панихиды, которую служил сам Патриарх, кладбище занесут в список культурного наследия Франции. И такую христианскую ценность, как память усопших, защитят европейским законом.
Мария Дмитриевна - праправнучка основателя Екатеринбурга, из известного рода Татищевых. Хоть родилась в Париже, но даже ее внуки говорят по-русски.
Официально глава Русской Православной Церкви приезжал во Францию как религиозный лидер. Но по протоколу принимали его как главу государства. Он встретился с сербским премьером Воиславом Коштуницей, говорил с Президентом Франции Николя Саркози.
Но для русской графини Марии Дмитриевны, которая еще долго в день панихиды не уходила с кладбища, главным было то, что сбылись молитвы ее родителей. Православные молитвы об объединении русского мира.

