Открыть семейный магазинчик не так сложно, как кажется. Секреты малого бизнеса
В России - настоящий бум развития малого бизнеса. Дело в том, что с этого года в силу вступил новый закон, который должен значительно облегчить жизнь владельцам небольших ресторанов, пекарен, обувных мастерских и прочих малых предприятий. Например, появилось новое правило, что хозяева микро-предприятий, где трудится не более 15 человек, могут сдавать отчетность всего лишь раз в году. Мы уже рассказывали о том, как открыть свой ресторанчик и не прогореть. Мы продолжаем эту тему. Теперь речь пойдет о том, какой еще семейный бизнес поможет залатать дыры в бюджете.
Репортаж Виктора Аверина.
Год назад семье инженеров Плосковых надоело жить в бедности, и они приступили к решительным действиям. Папа пошeл на курсы массажистов, мама выучилась на парикмахера, а дочь на специалиста по маникюру. На скромные сбережения взяли в аренду здание на окраине Тюмени и открыли собственный семейный бизнес - салон красоты. А в скором времени и небольшой магазин подарков. Теперь Плосковых связывают не только тeплые семейные узы, но и сугубо деловые отношения.
Вячеслав Плосков: "Когда спрашивают, когда вы все отдыхаете, мы всегда говорим, что мы не отдыхаем никогда. Мы работаем всегда. Мы и дома на работе и здесь на работе".
Мама, не оставляя работу парикмахера, взяла на себя и роль директора. Папа разрывается между обязанностями массажиста, водителя, грузчика и завхоза. Дочь Екатерина отвечает за маникюр, стоит за прилавком и оформляет букеты. Работы хватает всем. И никому никаких послаблений. В семейном бизнесе - халатность карается строго. Ведь страдает общий, семейный бюджет.
Екатерина Плоскова: "Поблажки? Да, конечно, бывают. Но всe же на работе она мой работодатель. Мама мамой, но на работе я, естественно, слушаюсь. Прислушиваюсь к еe мнению, к еe замечаниям".
Деловой настрой своих родственников не разделяет только 8-летний Сева. В семейном предприятии ему досталась должность уборщика. Профсоюза, который встал бы на защиту второклассника, в семейном бизнесе не предусмотрено. Вот и приходиться малышу послушно подметать ступеньки.
Ужин в такой семье - всегда сродни планeрке. Вместо праздных разговоров за чаем - подведение финансовых итогов дня.
В этой Кировской семье тоже всe идeт по плану. Нина Петровна 50 лет лепит и расписывает дымковскую игрушку. Когда стала подрастать еe дочь, все знания и умения мастерица передала ей. Это оказалось проще, чем брать учеников со стороны. Мама и дочь - это сейчас совместное предприятие. Вместе занимаются промыслом, вместе продают свои работы.
Евгения Белых: "С мамой всегда интересно работать. Потому что всегда рядом, всегда подскажет, когда что-то не получается, поможет советом".
Внучка Нины Петровны делает игрушки пока только для себя. Тренируется. Чтобы потом продолжить династию и дать глоток свежего воздуха семейному предприятию.
Маша Белых: "Я хочу, чтобы мои дети знали, что это такое. Знали, что это моя бабушка лепит игрушку. И чтобы они тоже умели это делать".
Нину и Наталью не связывают родственные узы. Зато они подруги не разлей вода. Вот уже 20 лет. Хотите потерять друга - откройте с ним совместный бизнес - гласит народная мудрость. Эти женщины личным примером еe опровергают. Несколько лет назад они сообща открыли цветочный магазин. И до сих пор не хотят ничего делить - ни прибыль, ни обязанности. Всe общее, всe на двоих. Несколько раз были на грани разорения, но каждый раз их магазинчик как птица-феникс возрождался из пепла. Выручали не смелые бизнес-идеи, а обыкновенная дружба.
Постепенно дело двух подруг становиться семейным. Родственники Нины и Натальи помогают смелым предпринимательницам, чем могут. В дни наплыва покупателей за прилавком помогает вся родня. Половина всех частных предприятий в России начинались именно как семейный бизнес. Когда рядом родные и близкие - легче удержаться на плаву. У семейного бизнеса, говорят эксперты, только одна ахиллесова пята. Если семья рушиться, то и бизнес такой проживeт недолго.
ВЕДУЩАЯ: Маленький семейный магазин одежды, уютная булочная или лавка с фруктами. Оказывается, стать хозяином такого бизнеса не так уж и сложно, главное - знать, с чего начать. Предпринимательскими хитростями для начинающих с нами поделится консультант Наталия Новосeлова. Скажите, пожалуйста, с чего начать, если хочется очень открыть свой маленький магазинчик?
ГОСТЬ: Безусловно, прежде всего, определить концепцию магазина. И действительно определится, что ему ближе по духу, по возможностям, будет ли это маленький минимаркет или это будет булочная, и начать с того, что правильно выбрать место. Это самое главное и основополагающая основа для правильного решения по открытию магазина. Безусловно, нужно проанализировать покупательскую аудиторию, которая будет приходить в этот магазин. И, конечно же, необходимо все просчитать с самого начала.
ВЕДУЩАЯ: Ну, а вот можно как-то определить, что выгоднее для начала. Магазин одежды, магазин продуктов?
ГОСТЬ: Очень сложно давать такие советы, каждый предприниматель должен для себя решить сам. Это зависит от его возможностей по аренде помещения, по ассортименту, который он может предложить покупателям. Так как продукты ежедневно мы все потребляем, конечно, возможно несколько проще открыть маленький магазинчик продуктов.
ВЕДУЩАЯ: Ну, а вот какой минимум по метражу для магазина именно для продуктов, булочной?
ГОСТЬ: Минимальный метраж - это от ста метров. При этом метраже как бы можно просчитать экономику, это будет более удобный магазин для покупателей.
ВЕДУЩАЯ: А как вы считаете, с какой суммы можно вообще затевать это дело?
ГОСТЬ: Вопрос очень насущный, ну, конечно, первоначальный капитал должен быть от 30 тысяч долларов, это самый минимум, с которого можно начать.
ВЕДУЩАЯ: А как, на ваш взгляд, лучше разрекламировать свой магазинчик?
ГОСТЬ: Когда идет реконструкция магазина, либо ремонтные работы, как правило, вывешивается баннер "Скоро открытие". Этим уже интригуем покупателей, и бабушки вокруг этого магазинчика ходят и спрашивают, что здесь будет, когда вы откроетесь и так далее. Перед самым открытием стоит, на мой взгляд, распространить листовки с купонами с указанием, допустим, 5-процентной скидки на этот купон. Люди получат в первый день скидку, и сарафанное радио быстро разнесет эту молву по округе. Поэтому потом это будет уже бесплатная реклама. Первым, допустим, 20 или 50 покупателям вы дарите дисконтную карту. Тем самым вы привязываете этих покупателей к вашему магазину, и это тоже очень большой плюс.
ВЕДУЩАЯ: На чем можно сэкономить, на чем экономить ни в коем случае не надо?
ГОСТЬ: Ни в коем случае не советую экономить ни на холодильном оборудовании, ни на кондиционировании магазина. Пусть это даже маленький магазинчик от ста метров, потому что летом ваши покупатели должны чувствовать себя в этом магазине комфортно, у вас должен соблюдаться температурный режим, и они будут знать, что здесь всегда все свежее, и никаких проблем у них с приобретением некачественного товара не может возникнуть.

