На чeм держится массовое увлечение авиамоделизмом?
В аэропорту Ханоя кто-то забыл самолeт. Вот уже год вьетнамские власти не могут выяснить, кому же принадлежит огромный "Боинг" с камбоджийским флагом на хвосте и названием какой-то несуществующей авиакомпании на боку. Если в ближайшие недели хозяин не объявится, лайнер разберут на запчасти.
Такой кощунственной ситуации представить себе не могут многие тысячи людей, увлечeнные авиамоделизмом. Они страстно дорожат своими миниатюрными самолeтами и вертолeтами. Испытывают подлинное счастье, когда запускают их в небо и убиваются, обрушив на землю.
Репортаж Полины Крикун.
Каждый взрослый в душе ребенок, наверное, поэтому по всей стране открываются все новые и новые салоны радиоуправляемых моделей. Все игрушки здесь едут, плывут и летают. Это, считается, высший пилотаж.
Управлять вертолетом - самое сложное, говорят те, кто плавно переходил ко всe более навороченным игрушкам, начиная с маленьких танков. Это, кстати, любимое занятие многих менеджеров - места надо мало, а битва - не на жизнь, а на смерть.
Но чтобы научиться пилотировать в небе, нужно время. У Алексея ушло почти полгода. Авиамоделизмом он увлекся еще в начальной школе. Больше двадцати лет поднимал в воздух самолеты. Теперь в этом серебристом чемодане возит вертолет на дистанционном управлении. Даже в обеденный перерыв всегда можно отъехать в парк, расправить лопасти - и полетели.
Виктор Васильев: "Это небо, это то, что человеку не доступно, но в какой-то части ты присоединяешься к своему самолету, к своей модели, и ты летаешь. Да, это больше фантазия, это какое-то детство. Но это игрушки для настоящих мужчин".
Кстати, сделать бочку в воздухе или пилотировать вниз ротером может не каждый. Тем более с земли. Злейший враг даже для опытных вертолетчиков - ветер. Малейший порыв - и любимая игрушка либо разбилась, либо вовсе исчезла из виду. А стоит она недешево.
Алексей Федяев: "Самолеты простенькие по нынешним меркам от 5 тысяч где-то в среднем рублей, вертолет доходит до 30. Тоже смотря какой. То есть треть семейного бюджета".
Сергей рассказывает, что самолетами тоже занимается с детства. В 10 классе с нуля своими руками собрал двигатель. Но обычное увлечение с годами стало профессией. Сейчас он конструирует модели и учит подростков, которые, как и он когда-то, все свободное время - на миниаэродроме.
Павел Потапов: "Самое сложное - это придумать само строение самолета, материал выбрать, а потом отрегулировать, чтоб оно все летело хорошо".
Они сами как настоящие конструкторы. Кажется, этим школьникам подвластны даже современные истребители. Только в меньших масштабах. Кстати, ребята еще и пилоты. В свои восемнадцать Паша уже имеет взрослый разряд по авиамодельному спорту".
Сергей Здоровенко: "Увлечение, конечно, не дешевое. Хорошую модель собирают ребята, которые уже умеют работать, около года. Время уходит и на то, чтоб модель собрать и ее научить летать".
Дождь ли, ветер - они всегда на летном поле. Вместе со своими самолетами. Ребята из ульяновского авиаклуба не гонятся за скоростью, скорее за красотой полета.
У Андрея все началось с обычного интереса к самолетам. В детстве долго ходил и рассматривал большие пассажирские лайнеры. Потом начал клеить игрушечные. С годами увлекся радиоуправляемыми моделями. Для многих из его коллег по цеху - это еще и большой спорт. Миша, например, несколько раз становился чемпионом России по авиамоделизму.
Андрей Вечканов: "Захватывает очень даже. Особенно, взлеты, посадки. Особенно, когда взлетает очень много самолетов, и каждый по разному пилотируем, и тебе нужно показать себя лучшим из всей толпы. И когда это все получается - у тебя просто море адреналина".
Ведущий: Восторг полета можно в полной мере испытать даже просто управляя крохотной моделькой самолета или вертолетом. Но дело это вовсе не простое и даже не безопасное. Важных разъяснений мы ждем от эксперта по авиамоделизму Владимира Симоненко. Кажется, что это просто игрушки. Но может ли с ними справится ребенок?
Гость: Теоретические может, практически, это немного сложно для детей, моложе 12 лет.
Ведущий: Если возникло неутолимое желание приобрести что-то летающее, с чего начать, самолет, вертолет, дорогая модель или более простая?
Гость: Если летающая, то, конечно, самолет. И лучше. конечно, все-таки, потренироваться на компьютере, на симуляторе, используя пульт, такой же пульт, который используется в радиоуправлении. А времени, когда самолет в полете, совершенно нету, чтобы подумать, ручку влево или вправо нужно, скажем так, повернуть, чтобы сделать какой-то элемент. Поэтому все должно быть на автоматизме, чтобы нужно было вовремя самолет повернуть или поднять, или опустить.
Ведущий: Ну, вот, вы принесли модельку и видно, что она уже бывалая. Скотчем заклеена, трещинки, там и все такое.
Гость: Да, они ремонтируются достаточно легко. Но на все на это нужно время. И порой какие-то падения могут быть фатальными. Отремонтировать самолет уже нельзя после этого.
Ведущий: С чего лучше начать, с электрических моделей, или с моделей с двигателем внутреннего сгорания?
Гость: Конечно, с электрических моделей. Они, наверное, все-таки, дешевле и более просты в использовании.
Ведущий: Ну, а, где можно запускать?
Гость: Обычно запускают в парках, на открытых пространствах. Желательно, конечно, чтобы не было дождя, чтобы было солнечно и не ветрено, если есть небольшой ветер, это нормально. Если есть сильный порывистый ветер, то очень тяжело управлять, потому что самолеты достаточно легкие, их будет просто сдувать. Невозможно будет посадить его.
Ведущий: А, что вы скажите о моделях вертолетов?
Гость: Вертолеты, гораздо более сложны в управлении. Они более чувствительны, может быть, к ветру. Есть один плюс, им нужно меньше пространства для того, чтобы летать.
Ведущий:Но все-таки у новичка неизбежные катастрофы, небольшие, такие, миниатюрные. Есть ли запчасти?
Гость: Обычно они продаются отдельно - двигатели, редукторы, крылья, фезюлаж и все остальное. Либо можно подклеить просто обыкновенным клеем.

