В Москве открылся музей каллиграфии
Его создателям удалось собрать под одной крышей лучшие образцы чистописания из разных уголков мира. Пока музейная коллекция насчитывает около сотни экспонатов, но в начале осени еe ждeт значительное пополнение.
Репортаж Алексея Зотова.
Мастер каллиграфии Чэнь Вэнь-Фу, прежде чем создать иероглиф, успокаивает свой дух... А потом его кисть - с точностью и изяществом боевого меча - оставляет на бумаге ещe одну древнекитайскую мудрость: "И маленькие ростки станут большими!".
Чэнь Вэнь-Фу, почeтный мастер каллиграфии: "Я десять лет учился писать вообще с закрытыми глазами... Это как боевое искусство! Иероглиф должен занять точно своe место и, конечно, быть красивым! Иначе, вместо мудрости веков может получиться что-то очень нелепое и смешное... И мастеру будет стыдно!".
Чэнь Вэнь-Фу, представитель самой известной китайской династии мастеров письма, приехал в Россию лично показать, как рождаются эти, рукописные шедевры.
Впрочем, как оказалось, на открытии первого в России "Музея каллиграфии", художников, у которых что ни буква, то искусная картина, много и в нашей стране.
Умельцы красиво и чeтко писать ценились, прежде всего, до изобретения печатного станка... Но и сегодня педагоги, пытаясь добиться от учеников непременно каллиграфического почерка, оказывается, абсолютно правы.
Вот так емко художник написал короткую фразу "Фантазия Моцарта"! А это - его же страничка из "Оды Петербургу"... Две буквы "М" и "Ж", оказавшись рядом, в музее имеют более глубокий смысл, чем привычно, - мера и жизнь... А библейские стихи ручной работы, даже на иврите звучат как-то иначе".
Иосиф Тавор, представитель Израильского культурного центра в России: "Самое главное, наверное, последнее слово: "Шалом! Мир, покой". Уже столько связано с этим написанием, столько связано с этими буквами... Что в сознании каждого человека возникает уважение к тексту написанному".
Только увидев эти творения, понимаешь: каллиграфия - это игра воображения с буквами. Они могут быть и пенной волной, и весенними цветами. А если живут по законам геометрии, художник пренебрежительно называет всe это "шрифтомахия".
Мастера каллиграфии всегда воевали со стандартами книжно-газетных шрифтов. Ведь даже самый витиеватый автограф художника, растиражированный сотни и тысячи раз, остаeтся в памяти всего лишь чем-то написанным "черным по белому".

