Легендарный балетмейстер Юрий Григорович представляет премьеру — «Каменный цветок»
В столичном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко премьера - балет "Каменный цветок". Правда, для многих любителей этого вида искусства назвать спектакль по уральским сказкам Бажова новой постановкой никак не получится.
Восьмую версию своего "блокбастера", который шел на сцене Мариинки, а потом и Большого, представляет сам Юрий Григорович.
Репортаж Валерия Тарана
Они до сих пор не могут поверить в свою удачу: еще вчера мечтали взглянуть хотя бы одним глазком на хореографа-легенду - Юрия Григоровича. А теперь с трепетом спешат к нему на репетиции того самого балета "Каменный цветок", который принес ему полвека назад известность и приглашение в Большой.
Наталья Крапивина, солистка балета Театра Станиславского и Немировича-Данченко: "Знаешь где какие спектакли он ставил, какие великие артисты с ним работали, и думаешь, как быть не хуже и быть достойным его постановок".
И сегодня, разменяв девятый десяток, он не может усидеть в зрительном зале, поднимается на сцену показать, как танцуют ожившие камни. И, как всегда, все делает сам - отбирает ткани для костюмов, макеты декораций, и репетирует по шесть часов каждый день.
Антон Домашов, солист балета Театра Станиславского и Немировича-Данченко: "Иногда удивляешься, как человек в таком возрасте может взять и станцевать за нас".
Юрий Григорович, хореограф, народный артист СССР: "Я репетировал много с ними, и когда я уходил, в театре оставались только два человека, я и директор, это мой спектакль, который я люблю, это мой первый спектакль, который я поставил в Кировском театре".
Уникальные кадры. Премьера в Большом. Майя Плисецкая в роли Хозяйки медной горы, а Владимир Васильев - Данила-мастер. Потом эту россыпь балетных самоцветов увидит весь мир.
А началось все в 1957 году. Тогда молодой танцовщик Кировского театра Юрий Григорович решил поставить первый в своей жизни балет, выбрал сказку Бажова и даже не предполагал, что о его работе будут говорить - она изменила ход балетной истории.
Тогда, в пятидесятые, когда советские теоретики еще считали, что балет - та же драма, только без слов, это было, как выстрел. Начинающий хореограф придумал, как рассказать сложнейший драматический сюжет без пантомимы, только с помощью танцев.
Революционные, почти акробатические поддержки и зажигательные цыганские и русские народные танцы. Как и полвека назад, на сцене 120 артистов в один вечер, задействована вся труппа.
Гримеры работают не покладая рук, только одних кос нужно заплести больше сотни, а еще приклеить бороды, закрепить кокошники. И отважное для тех лет решение - балерины без пачек, только в облегающих трико.
Ольга Сизых, солистка балета Театра Станиславского и Немировича-Данченко: "Получается, ни одна деталь не упущена, все обтянуто, мельчайшая мышца, любое движение ноги - все видно".
В костюмерном цехе тоже кипит работа, платья точно такие же, как в первой постановке, благо фотографии сохранились. И хотя в этом "Каменном цветке" не три акта, а два, и немного другой финал - зрители могут быть уверены: история погони за вечно ускользающим совершенством вернулась на московскую сцену именно такой, какой ее хотел видеть сам мастер.
Юрий Григорович, хореограф, народный артист СССР: "Я рад, что этот спектакль все-таки жив столько времени, я все-таки удивлен!"

