Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиПолитикаЭкономикаВ миреОбществоАрмияПроисшествияБезопасностьРелигияКультураЗдоровьеСпортПогодаИнформационная программа «Время»Аналитическая программа «Однако»
28 февраля 2008, 14:39

Коварный антиквариат! Покупая старинную вещь, проще простого нарваться на фальшивку

Частных экспертов допустили, наконец, к оценке подлинности антиквариата и произведений искусства. Появился шанс избавить этот рынок от моря подделок и шарлатанов. Агентство Россвязьохранкультура в феврале выдало первые соответствующие лицензии.

Право оценивать отобрали у музеев. Было много нареканий к качеству их этой работы. Одним из поводов послужил скандал с полотном Ивана Шишкина, выставленным на аукцион в Лондоне. Его едва успели снять с торгов, ведь шедевр оказался переделанным полотном малоизвестного западноевропейского художника, впрочем, имевшим сертификат подлинности, выданный Третьяковской галереей.

Пока же, покупая что-то из прошлых веков, больше всего шансов получить как раз искусную фальшивку. И обман не всегда способен раскрыть даже многоопытный специалист.

Репортаж Антона Чечулинского.

История об искусном обмане. Бог пожелал добиться любви красавицы. И чтобы украсть ее, принял обличие быка. Это скульптура известного американского художника Фрэнка Уильямса по мотивам древнегреческого мифа. Ее Елене Митрофановой привез друг из Нью-Йорка с целой кипой документов и заключением искусствоведов: купил в антикварном магазинчике на Манхэттене.

Елена Митрофанова: "Я была долго счастлива, пока она однажды не попалась на глаза специалистам. Оказалось, это работа не Фрэнка Уильямса. Мне стало очень грустно".

Дилемма, неразрешимая веками, оказывается, не только в России. С одной стороны подлинные предметы искусства, с другой - принцип трех "п". Подделывали, подделывают и будут подделывать. Скульптуры, иконы, старинные книги, яйца Фаберже, китайский фарфор, наконец, картины. Антикварный рынок наводнен копиями. О чем говорить, во многих специализированных магазинах по самым приблизительным подсчетам половина товара - фальшивки.

У Виктора Дерюгина 2 страсти - портреты и копии. Картину копирует уже в восьмой раз. Успел изучить каждый мазок автора. Так что вблизи не отличить.

Виктор Дерюгин, член Международной ассоциации художников: "У него на картине проглядывается, какие он делал мазки именно. Своеобразие. По ним эксперты, искусствоведы узнают руку".

Сегодня многие хотят повесить дома полотно такое же, как в музее, говорит художник. Старый холст, специальный лак, дающий картине трещинки, как будто бы от возраста - это все еще копия. Появится подпись - станет подделкой. А вообще же, считают эксперты, чтобы обмануть глаз любителя живописи, рисовать все заново вовсе не обязательно. Так называемый метод перелицовки.

Самый элементарный способ подделать шедевр - взять картину примерно того же периода и поставить на ней подпись нужного автора. Для этого вовсе не обязательно быть художником. Несколько штрихов и это полотно становится неизвестной картиной известного голландского живописца Абрама Миньона.

Он знает историю подделок не хуже чем историю искусства. Как и истинную стоимость того или иного лжешедевра. По словам полковника милиции Ильи Рясного, сейчас в России буквально-таки ажиотажный спрос на русскую живопись. Как следствие - безумные на нее цены и целая криминальная сеть, не ограниченная масштабами одной страны.

Илья Рясной, старший оперуполномоченный по особо важным делам департамента УР МВД России, полковник милиции: "Были случаи, когда на финском аукционе покупалась картина, в Германии она переделывалась, изготовлялась подпись Шишкина. Потом эта картина привозилась в Москву, где получалось экспертное заключение, и вывозилась на зарубежный аукцион. Где вместо 80 тысяч долларов она стоила 1,5 миллиона".

Сюда обращаются за независимой экспертизой. Как правило, частные клиенты. Их имена не разглашают: на столах под микроскопами могут лежать вещи, стоимость которых измеряется цифрами с шестью нулями. Впрочем, далеко не всегда. По статистике этой технической лаборатории, две трети предметов, которые сюда приносят - чистой воды подделки.

Денис Лукашин, директор технологической лаборатории: "Тенденции меняются постоянно. Начиналось с подделок классиков. Сейчас к ним и вернулось. Сначала были классики, потом русский авангард. В огромном количестве, но он достаточно просто ловится. А сейчас в большинстве случаев идут подделки западноевропейской живописи, перелицовки".

Но даже с помощью такого рентгена определить подлинность произведения не всегда удается. Предметы искусства - зона особого риска.

Максим Каркешкин, эксперт-технолог, химикоаналитик: "Это идеальный случай, когда мы находим какой-то датирующий пигмент или какой-то датирующий признак. Чаще всего получается так: искусствовед предполагает, а мы говорим, противоречит это или не противоречит. Не более того".

По новым правилам Росохранкультуры, если эксперт допустил ошибку, именно он должен за не платить - вернуть коллекционеру деньги из собственного кармана. Хорошая репутация специалиста - это гарантия его честности. Вот только не правоты. Избежать ошибок, как и фальшивок, полностью невозможно.

Ведущий: "Когда заходит разговор об антиквариате, большинство людей моментально теряют к этому всякий интерес. И совершенно напрасно. Ведь речь не обязательно о шедеврах за миллионы долларов, а о самых обычных недорогих просто старинных вещах. Так что кое-как разбираться в этом полезно каждому. А оснастить нас необходимыми знаниями обещал президент коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата Александр Гагарин. Александр Григорьевич, добрый день".

Гость: "Добрый день".

Ведущий: "Какие вещи прошлых веков по вашему опыту чаще всего подделывают?"

Гость: "Чаще всего подделывают живопись, причем подделывают эту живопись на основе старинных же картин западных художников, как правило, мало известных или совершенно неизвестных. Их переписывают, дописывают, кое-какие детали удаляют, какие-то добавляют и выдают за художников первого ряда российских".

Ведущий: "Кроме картин, что подделывают еще? Фарфор может быть?"

Гость: "Фарфор невыгодно подделывать с моей точки зрения, потому что достаточно сложная технология, хотя некоторые вещи бывают, причем иногда они могут также так быть выполнены, что серьезные эксперты не могут определить".

Ведущий: "Давайте пройдемся по некоторым самым распространенным группам антикварных предметов и назовем признаки, которые точно говорят, что это настоящая вещь, подлинная или фальшивая?"

Гость: "Ну, например, это часы. Вот существует целый ряд признаков часов с циферблатами, которые покрыты эмалью. Если это действительно старинная вещь, то, как правило, иногда без лупы, а иногда и под лупой видна сеточка трещин на этой эмали. Если часы подвергались реставрации или это подделка, то как правило, такой циферблат очень гладенький и очень хорошо выглядит. Если берется произведение живописи, то можно сразу посмотреть обратную сторону. Если эта картина действительно старая и в том виде, в каком она была создана, так и есть, то с обратной стороны нет никаких повреждений подрамника".

Ведущий: "Ну, вот чтобы иметь общее представление о том, что ты хочешь коллекционировать, что настоящее, что не настоящее, что ценится, что не ценится, как поступить начинающему коллекционеру? К экспертам или есть какая-то литература?"

Гость: "Прежде чем идти к экспертам, нужно ознакомиться с литературой. Вот есть, например, фарфоровая и керамическая посуда, называется "Путеводитель по антиквариату". Есть справочник коллекционера "Антиквариат". Здесь есть мебель, здесь есть часы, здесь есть керамика".

Ведущий: "У российского человека устойчивое представление, что вот здесь, у него в стране, его всюду хотят обмануть, а за границей постоянно дают то, что он просит, и никто никого не обманывает. Так ли это на самом деле с точки зрения антиквариата и где стоит покупать за границей какие-то такие старинные вещицы, а где не стоит?"

Гость: "По поводу безгрешности зарубежных антикваров, хочу сразу разочаровать. Люди везде одинаковы. Поэтому антиквариат за рубежом, как правило, покупают специалисты".

Ведущий: "Большое спасибо, Александр Григорьевич. Президент коллегии экспертов и оценщик ювелирных изделий и антиквариата Александр Гагарин открыл нам некоторые хитрости, касательно подлинных и фальшивых старинных вещиц".

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей